100 лет со дня рождения американского гитариста-виртуоза, продюсера и звукорежиссёра Чета Аткинса
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

100 лет со дня рождения американского гитариста-виртуоза, продюсера и звукорежиссёра Чета Аткинса


20 июня 2024 года - 100 лет со дня рождения американского гитариста-виртуоза, продюсера и звукорежиссёра Чета Аткинса (1924-2001).

Полное имя - Честер (Чет) Бертон Аткинс.

Его техника игры (фингерстайл), сложившаяся под влиянием Мерла Трэвиса, Джанго Рейнхардта, Джорджа Барнеса и Леса Пола, принесла ему популярность в США, а впоследствии и во всём мире. Аткинс продюсировал записи Перри Комо, Элвиса Пресли, Эдди Арнольда, Дона Гибсона, Джима Ривза, Джерри Рида, Скитер Дэвис, Конни Смит, Вэйлона Дженнингса и других.

Наряду с Овеном Брэдли является создателем особого, сглаженного стиля кантри-музыки, известного как Нэшвилл Саунд.

Чет Аткинс родился 20 июня 1924 года в Латтрелле, Теннесси. Рос младшим в семье с матерью, двумя братьями и сестрой. Его родители развелись, когда ему было шесть. Он начинал с укулеле, впоследствии перешёл на скрипку, но выторговал гитару за старый пистолет и несколько обязанностей по дому, когда ему было девять. Из-за болезни отца семье Чета пришлось переехать в Форстон, штат Джорджия. Там он посещал школу Mountain Hill.

Одним из первых наставников будущего гитариста был его старший брат, впоследствии также известный музыкант, в конце 1930-х годов игравший в паре с Лесом Полом.

К моменту окончания школы, в 1941 году, Чет уже был сложившимся гитаристом. Используя свои контакты в мире музыки, он почти сразу же устроился музыкантом на радио и выступал на Bill Carlisle Show в городе Ноксвилл, штат Теннесси. Одновременно с этим он стал участником группы Dixie Swingers.

Через три года он поменял место работы и подписал контракт с радиостанцией в городе Цинциннати.

В 1946 году Аткинс впервые появился в популярнейшей в то время передаче Grand Ole Opry. В том же году вышла его первая (пока ещё не сольная) пластинка.

Путь к вершине славы был сложен, и примером тому являются постоянные увольнения Аткинса с радиостанций. За следующие несколько лет он поменял много работ из-за неприятия его музыки руководством станций.

Жизнь кидала Аткинса то в Спрингфилд (штат Миссури), то в Денвер (штат Колорадо). Однако фортуна все же не покинула Чета - в результате его скитаний по стране плёнка с его песнями попала в руки Стива Шоулса, который в то время руководил Чикагским отделением известнейшей компании звукозаписи - RCA.

По окончании прослушивания плёнки Шоулс позвонил Аткинсу и предложил ему сотрудничество.

Вскоре Чет уехал в Нэшвилл, где на студии RCA записал восемь своих композиций, а также стал постоянным сотрудником компании. Благодаря своим связям с Шоулсом, он стал принимать участие в популярнейшей передаче "Grand Ole Opry". Таким образом, в Нэшвилле (который является исторической столицей музыки "кантри") Аткинс стал своим человеком.

В 1953 году компания RCA сделала Чета своим постоянным консультантом в Нэшвилле, а уже к концу 50-х вся страна знала его как одного из лучших гитаристов, благодаря его постоянному участию в записях пластинок с самыми известными исполнителями Америки.

В 1957 году Шоулс ушёл из RCA, оставив Чета менеджером отделения компании в Нэшвилле. Однако корпоративная работа не убила в Аткинсе музыканта. В 1960 году он восхитил публику своей игрой на знаменитом джаз-фестивале в Ньюпорте, а в 1961 году был приглашен на сольный концерт в Белый дом.

В 1965 году одна из его сольных композиций попала в пятёрку лучших песен года.

После этого начался период некоторого творческого спада: Аткинс по-прежнему оставался одним из известнейших гитаристов страны, но его сольные работы редко поднимались выше 40-го места.

В начале 1970-х годов Чет опять вышел из тени, но не как сольный исполнитель, а как один из музыкантов популярного трио Nashville String Band.

К концу 1970-х годов работа с RCA стала для музыканта затруднительной: он уже давно хотел записывать сложные джазовые композиции, но компания не позволяла ему, ссылаясь на то, что джаз не популярная музыка. В результате все более нарастающих разногласий в 1982 году Чет ушёл из RCA в не менее популярную фирму Columbia Records.

Между 1982 и 1994 годами Чет записывал альбом за альбомом (в том числе — альбом 1990 года Neck and Neck, выпущенный в коллаборации с фронтменом группы Dire Straits Марком Нопфлером; номера из альбома получили ряд престижных наград, в том числе — премию "Грэмми" за лучшее совместное кантри-исполнение с вокалом). В стиле Аткинса в эти годы всё больше проявлялось влечение к джазу, однако не исчезали и нотки его фирменного кантри стиля. Параллельно с работой в Columbia Records вышли в свет учебные пособия и видеокассеты, на которых были детально описаны приёмы его игры. Благодаря этим пособиям тысячи гитаристов по всему миру смогли повысить свой уровень игры и расширить диапазон своих возможностей.

Самый известный учебник был выпущен в 1996 году и назывался The Guitar of Chet Atkins.

Близкие Чету друзья рассказывали, что в последние годы жизни Чет уже не мог играть, но он часто брал свою гитару (Gretsch) и просто держал её в руках, представляя, как он играет.

Чет Аткинс умер 30 июня 2001 года.

В 2009 году влиятельный британский журнал Classic Rock включил Аткинса в список величайших гитаристов всех времен.

В 2011 году журнал Rolling Stone включил его в список ста наиболее выдающихся гитаристов всех времен (№ 21).

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑