100 лет со дня рождения итальянского актёра, кинорежиссёра, сценариста, писателя и художника Дамиано Дамиани
23 июля 2022 года - 100 лет со дня рождения итальянского актёра, кинорежиссёра, сценариста, писателя и художника Дамиано Дамиани (1922-2013).
Родился 23 июля 1922 года в Пасиано ди Порденоне, Фриули. Учился живописи в Академии изящных искусств Брера в Милане.
В 1946 году пришел в кино сначала как художник, помощник режиссера, автор ряда короткометражных документальных фильмов, затем стал соавтором сценариев.
Дамиано Дамиани работал как документалист под руководством кинорежиссера и прозаика Чезаре Дзаваттини. Поставил несколько короткометражных документальных фильмов, принёсших ему признание ("Банда Аффори", "Искусство и реальность", "Дискобол", "Формула 2", "Рождение движущегося рисунка" и др.). Один из авторов сценария фильма "Повесть о бедных влюблённых" (1954, реж. К. Лидзани).
В 1960 году начал работать в художественном кино с полнометражными фильмами. Первым фильмом, снятым им в качестве режиссера, стала картина "Губная помада" (1960).
Свою карьеру в кино он начинал в "золотые годы" неореализма. Сначала реализовался как художник и актер, потом начал писать сценарии и в конце концов сам преступил к постановкам фильмов. Критики называют его лучшим этапом 1960-е годы, когда режиссер сотрудничал с драматургом и сценаристом Тонино Гуэррой и писателем Альберто Моравиа. Работал он и в жанре получившего популярность "спагетти-вестерн".
В режиссуре Дамиани тяготение к остросюжетному, динамичному кинематографу ("Наёмный убийца", 1961; "Кто знает?", 1966, в отеч. прокате - "Золотая пуля") сопряжено с интересом к социально-психологической проблематике ("Остров Артуро" и "Встреча земляков", оба 1962; "Скука", 1963; "Довольно сложная девушка", 1969).
1960-е годы стали для Дамиани "золотым десятилетием". Его фильмы высоко оценивались критиками и имели большие кассовые сборы.
В кон. 1960-х – 1970-х гг. Дамиани стал одним из лидеров так называемого политического кинематографа, особое внимание уделяя темам коррупции и мафии: "День совы" (1968, в отеч. прокате - "Сова появляется днём") по роману Леонардо Шаши с Клаудией Кардинале и Франко Неро в главных ролях, "Самая красивая жена" (1970) с Орнеллой Мути и Алессио Орано, "Признание комиссара полиции прокурору республики" (1971, главный приз на VII Московском международном кинофестивале) с Мартином Балсамом и Франко Неро, "Следствие закончено: забудьте" (1971) с Франко Неро и Жоржем Вильсоном, "Почему убивают судей" (1975) с Франко Неро и Франсуазой Фабиан, "Я боюсь" (1977) с Джаном Мария Волонте, "Человек на коленях" (1979) с Джулиано Джемма и Микеле Плачидо, "Предупреждение" (1980, в отеч. прокате – "Следствие с риском для жизни") с Джулиано Джемма и Мартином Балсамом.
Сыграл одну из главных ролей в фильме Флорестана Ванчини "Убийство Маттеотти" (1973, главный приз МКФ в Москве).
Развивая традиции неореализма, Дамиани сохранял веру в идеального героя, склонность к романтическим коллизиям и зрелищности. Среди других фильмов: "Джиролимони, чудовище Рима" (1972), "Улыбка великого искусителя" и "Один гений, два свояка и курица" (оба 1975), "Гудбай и аминь" (1978), "Связь через пиццерию" (1985), "Расследование" (1986), "Игра в убийство" (1989), "Ангел с пистолетом" (1992), "Тёмное солнце" (1995), "Упёртый Алекс" (2000), "Убийство в день праздника" (2002); телефильмы "Слова и кровь" (1982), "Поезд Ленина" (1988).
Настоящую славу у зрителей режиссер получил за телесериал о борце с сицилийской мафией комиссара Каттани - "Спрут" (1984), который до сих пор является самым кассовым проектом государственного итальянского телевидения РАИ и известен далеко за пределами страны. Для "Спрута" Дамиани создал лишь первый сезон сериала, но тем самым положил начало целому жанру, который вышел далеко за рамки детективного кино и превратился в своего рода кинолетопись жизни в Италии.
Свой последний фильм "Убийцы в дни праздников" режиссер поставил в 2002 году.
В последующем отошел от кино, но продолжал заниматься искусством, полностью посвятив себя еще одной своей страсти - живописи.
Был награжден премиями "Серебряный медведь" (1986), "Гран-При" (1971), приз Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) (1963), "Золотая раковина" (1962).