100 лет со дня рождения композитора Яна Абрамовича Френкеля (1920 - 1989)
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

100 лет со дня рождения композитора Яна Абрамовича Френкеля (1920 - 1989)


21 ноября 2020 года - 100 лет со дня рождения композитора, скрипача и музыканта Яна Абрамовича Френкеля (1920 - 1989).

Окончив киевское музыкальное училище, Френкель поступил на скрипичное отделение консерватории. Когда началась Великая Отечественная война, Яну было 20 лет. В 1941 году будущий композитор окончил консерваторию и уже в эвакуации стал курсантом зенитного училища. Cвою первую песню "Шёл пилот по переулку" на слова М. Слободского и А. Раскина Френкель написал в 1942 году. В 1943-м был тяжело ранен, после излечения служил в составе фронтового театра, где играл на рояле, скрипке, аккордеоне. После войны, в 1946 году, Ян Абрамович переехал в Москву. Чтобы прокормить семью, Френкель играл в ресторанах, делал оркестровки произведений. То, что его призвание - быть поэтом-песенником, Френкель понял лишь в шестидесятые. Песня "Годы" приобрела немалую популярность. Стихи принадлежали Марку Лисянскому. Ему посчастливилось работать с Михаилом Таничем, с Михаилом Матусовским, с Инной Гофф, с Игорем Шафераном и другими талантливыми авторами. Френкель часто ездил со своими песнями по стране, исполняя их в клубах и переполненных залах.

В конце 1960-х Марк Бернес нашел в журнале "Новый мир" стихотворение Расула Гамзатова:

Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей...

Значительно переработав стихотворение при посредстве переводчика Наума Гребнева, Бернес прочитал его Яну Френкелю и попросил написать музыку. Вникая в поэтические строки, композитор вспомнил всю свою жизнь: довоенное киевское детство, войну, эвакуацию, фронт, ранение. Так появилась песня. Она зажила своей полнокровной жизнью и обрела мировую популярность. Ян Френкель и Расул Гамзатов стали близкими друзьями на всю жизнь.

Френкель писал музыку к мультфильмам, драматическим спектаклям и кинофильмам. Ему нравилось работать с кинорежиссёрами. Френкель знал, что как только песня появлялась в фильме, она получала новую жизнь. Так было и с песнями из кинофильма Павла Любимова "Женщины". Песни Френкеля "Любовь - кольцо" и "Вальс расставания" сразу полюбились зрителям.

В семидесятых годах началась работа над Гимном Советского Союза, а именно – над его новой музыкальной редакцией. Для этого привлекли всех ведущих композиторов-оркестровщиков. Комиссию возглавили Г. Свиридов и Д. Шостакович. На рассмотрение была представлена масса вариантов, однако самым совершенным вариантом посчитали тот, который представил Ян Френкель.

Френкель любил ездить по стране с творческими вечерами, выступать в переполненных клубах на селе, в рабочих поселках, шахтерских городках. Очень часто Ян Абрамович сам исполнял песни. На концертах он пел уже полюбившиеся всем мелодии: "Я спешу, извините меня…", "Годы, вы как чуткие струны", "Скоро осень, за окнами август…", "Обломал немало веток…", "Кто-то теряет, кто-то находит…". Не менее известную мелодию песни "Русское поле", прозвучавшую в фильме Эдмона Кеосаяна "Новые приключения неуловимых", Френкель написал прежде, чем поэтесса Инна Гофф сочинила к ней слова. Для этого же фильма Френкель вместе с поэтом Робертом Рождественским написали песню "Погоня".

Гениальный композитор принимал участие в съёмках трёх фильмов, играя там эпизодические роли. Один из них - это "Новые приключения неуловимых", где Френкель появился в эпизоде, играя на скрипке.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑