100 лет со дня рождения писателя, поэта, переводчика, драматурга и сценариста Леонида Генриховича Зорина
3 ноября 2024 года исполнится 100 лет со дня рождения писателя, поэта, переводчика, драматурга и сценариста Леонида Генриховича Зорина (1924 - 2020).
Настоящая фамилия - Зальцман. Родился 3 ноября 1924 года в Баку (Азербайджан). В 1946 году окончил Азербайджанский университет им. С. М. Кирова, в 1947 году - заочное отделение Литературного института им. А. М. Горького.
Когда будущему драматургу было девять лет, вышла его первая книга. Стихи юного автора понравились Максиму Горькому, и он написал о нем в статье "Мальчик", которую напечатали в газете "Правда".
В 17 лет Леонид Зорин стал членом Союза писателей.
В юношеские годы, ещё под исходной фамилией, начал писать либретто к оперным постановкам Азербайджанского театра оперы и балета (мать будущего драматурга была оперной певицей, солисткой Азербайджанской филармонии); в частности, написал либретто к опере Моисея Вайнштейна "Сигнал" (1944) и к опере Б. И. Зейдмана "Маскарад" (1944) по драме М. Ю. Лермонтова, выполнил стихотворный перевод либретто Гейдара Исмаилова к 4-актной опере Б. В. Асафьева "Волшебный замок" ("Славянская красавица", 1940).
В 1930-1940-е годы опубликовал ряд переводов азербайджанской поэзии.
В 1949 году переехал в Москву, где на сцене Малого театра была поставлена его первая пьеса "Молодость", а в 1953 году - сатирическая пьеса "Откровенный разговор". Пьеса Зорина "Гости" (1954), резко обличавшая социальную несправедливость, господство бюрократии, была подвергнута критике за "одностороннее" изображение советской действительности.
Среди многочисленных последующих пьес драматурга - "Увидеть вовремя" (1960), "Друзья и годы" (1961), "По московскому времени" (1961), в течение нескольких лет не сходившая с театральной сцены "Палуба" (1963), "Римская комедия" (1964) и др.
В числе наиболее известных пьес Зорина - "Варшавская мелодия" (1967), "Декабристы" (1967), "Царская охота" (1974), "Покровские ворота" (1974), "Медная бабушка" (1975), "Карнавал" (1981) и многие другие.
Пьесы Зорина ставили такие известные режиссеры как Георгий Товстоногов, Евгений Симонов, Юрий Завадский.
В кино Леонид Зорин как сценарист работал с режиссерами Эльдаром Рязановым ("Человек ниоткуда", 1962), Александром Аловым и Владимиром Наумовым ("Мир входящему", 1961 и "Закон", 1989), Сергеем Микаэляном ("Гроссмейстер", 1974), Виталием Мельниковым ("Царская охота", 1990).
Большой успех у зрителей имеет картина "Покровские ворота" (1982), поставленная Михаилом Козаковым по пьесе Зорина.
С конца 1970-х годов Леонид Зорин писал прозу. Издал романы "Старая рукопись" (1980), "Странник" (1984), "Злоба дня" (1992), повесть "Главная тема" (1981).
В 1995 году выпустил книгу воспоминаний "Авансцена: записки драматурга", в 1999 году - сборник статей "Зеленые тетради".
Среди последних произведений автора - романы "Юпитер" (2002), "Сансара" (2004), "Выкрест" (2007), "Глас народа" (2008), "Трезвенник", "Кнут", "Завещание Гранда", "Тень слова", "Господин Друг", "Забвение".
Сочинения писателя переведены на английский, немецкий, французский, испанский, болгарский, польский, сербский и другие языки. Посмертно вышел сборник "Десятый десяток: проза 2016-2020" (2022), составленный его сыном Андреем.
Скончался в Москве ночью 31 марта 2020 года в возрасте 95 лет от остановки сердца.