105 лет со дня рождения американского графического дизайнера и киноплакатиста Сола Басса
8 мая 2025 года исполнится 105 лет со дня рождения американского графического дизайнера и киноплакатиста Сола Басса (1920 -1996).
За 40 лет своей карьеры поработал с такими режиссёрами, как Альфред Хичкок, Отто Премингер, Стэнли Кубрик, Мартин Скорсезе.
Среди его наиболее известных работ - легендарная вступительная заставка в фильме "Головокружение", а также титры к лентам "Вестсайдская история", "К северу через северо-запад" и "Психо".
Родился 8 мая 1920 года в Бронксе, Нью-Йорк. Закончив старшую школу Джеймса Монро, начал учиться в манхэттенской школе искусств "Art Students League", пока не стал посещать классы Дьёрдя Кепеша при Бруклинском колледже.
Сол работал в голливудской типографии, делая рекламу к фильмам, пока не начал сотрудничество с кинорежиссёром Отто Премингером в разработке плаката к его музыкальной драме 1954 года "Кармен Джонс". Премингер был настолько впечатлён работой Басса, что попросил его сделать вступительную заставку для фильма. И тогда Басс впервые задумался над тем, что можно создать нечто большее, чем простые вступительные титры, чтобы не просто удивить аудиторию, но и внести вклад в общее настроение и тему фильма в самом начале просмотра. Сол одним из первых понял креативный потенциал опенинга и финальных вставок.
Басс стал широко известен благодаря вступительной заставке к драме Премингера "Человек с золотой рукой" 1955 года. По сюжету фильма джазовый музыкант мечтает начать новую жизнь и начинает борьбу со своей наркозависимостью, которая в середине 1950-х годов была настоящим табу.
Вступительные полосные титры фильма Альфреда Хичкока "Психо" - одна из самых известных работ Сола Басса.
Для Альфреда Хичкока Басс создал незабываемые заставки, используя кинетическую типографику, для фильмов "К северу через северо-запад", "Головокружение" и "Психо". Именно эти революционные работы и сделали Сола почитаемым графическим дизайнером.
Басс трудился в своей сфере 40 лет, используя разнообразную технику: от примитивно-плоской в "Анатомии убийства" до совмещения игры живых актёров и мультипликации.
К концу своей карьеры Сол Басс работал с Джеймсом Бруксом и Мартином Скорсезе. Для Скорсезе Басс (в сотрудничестве со своей супругой Элаин), создал заставки к фильмам: "Славные парни" (1990), "Мыс страха" (1991), "Эпоха невинности" (1993) и "Казино" (1995, его последний опенинг). В поздних работах с Мартином Скорсезе он отошёл от "оптических образов" и перешёл к компьютерным технологиям. По словам режиссёра, Басс сумел превратить титры в вид искусства, пойдя по этому пути дальше своих предшественников, а в некоторых случаях у него получались своеобразные "мини-фильмы внутри фильма": "Его движущиеся графические композиции служат фильму прологом - задают тон, создают настроение и намекают на предстоящие действия".
В 1964 году Басс выступил режиссёром короткометражки "Ищущий глаз", после чего смонтировал фильм Джона Франкенхаймера "Большой приз" и сделал короткий документальный фильм "Почему человек творит?". Наконец, в 1974 году Сол снял свой единственный полнометражный фильм "Фаза 4".
Его последние заготовки предназначались для фильма Стивена Спилберга "Список Шиндлера", но не были использованы режиссёром. Деятельность Басса в этой области, вдохновившая многих других дизайнеров, продолжалась около пятидесяти лет.