105 лет со дня рождения мексиканского писателя, сценариста и фотографа Хуана Рульфо
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

105 лет со дня рождения мексиканского писателя, сценариста и фотографа Хуана Рульфо


16 мая 2022 года исполняется 105 лет со дня рождения мексиканского писателя, сценариста и фотографа Хуана Рульфо (1917 - 1986).

Родился 16 мая 1917 года в захолустном селении штата Халиско.

В 1923 году произошла трагедия, которая наложила глубокий отпечаток на сознание шестилетнего ребенка: его отец был убит своим соседом, повздорив с ним. Этот сюжет - убийство по пустячному поводу - впоследствии будет неоднократно воспроизведен в прозе Рульфо. Насильственная смерть вскоре постигла и двух братьев погибшего: один из них, полицейский, пытался разнять дерущихся и получил пулю в сердце, другой был убит по политическим мотивам. Затем последовала смерть матери в 1927 году и гибель дяди, раздавленного лошадью: череда этих трагических событий, конечно же, не могла не повлиять на душевный склад подростка. Во время войны был замучен дед писателя и расстреляны двое из его близких родственников. После смерти матери Хуан и его старший брат попали в сиротский приют в Гвадалахаре с жестким режимом полутюремного типа. Это было, судя по признанию Рульфо, самое тяжкое впечатление детства.

В конце 1930-х - начале 40-х годов, сложились литературные предпочтения Рульфо. Они весьма любопытны для понимания его собственного творчества. Превыше всего он ставил скандинавских авторов. И конечно, Рульфо не мог остаться равнодушным к русской литературе, особенно к Достоевскому и к Андрееву. Чтение послужило стимулом для творчества: Рульфо взялся за перо и в 1940 году написал огромный, напыщенный и слезливый роман "Сын отчаяния" - об одиночестве провинциала, оказавшегося в Мехико.

В Гвадалахаре Рульфо сошелся с молодыми начинающими литераторами, которые затеяли издание литературно-публицистического журнала "Pan" ("Pan" - букв. "Хлеб"). В нем в 1945 году Рульфо опубликовал рассказы "Нам дали землю" и "Макарио", поражающие своей зрелостью и самобытностью. Месяцем раньше в столичном журнале "América" появилась первая публикация Рульфо - рассказ "Жизнь, в сущности, не так уж серьезна", написанный в 1944 году.

За этими публикациями последовали другие - в журнале "América": рассказы "А все оттого, что мы бедные" (1947), "На Кумушкином взгорье" (1948), "Тальпа" (1950), "Равнина в огне" (1950), "Скажи, чтобы они не убивали меня" (1951).

Хуан Рульфо сменил множество занятий: был коммивояжером, занимался издательской деятельностью и др.

В 1947 году он начал карьеру фотографа. Рульфо сделал более шести тысяч фотографий в Халиско и его окрестностях. Все они представляют мрачные и поразительные реалии жизни в сельской Мексике в конце 1940-х и начале 50-х годов.

Сборник новелл "Равнина в огне" (1953) и роман "Педро Парамо" (1955, экранизирован несколько раз) предвосхитили бум новой латиноамериканской прозы 1960-1970-х годов (Фуэнтес, Кортасар, Борхес, Варгас Льоса, Гарсиа Маркес, Хосе Доносо). Обе книги, занимающие чуть более трехсот страниц, переведены на многие языки мира, а посвященные им исследования могут составить целую библиотеку.

После выхода в свет романа "Педро Парамо" Хуан Рульфо опубликовал всего два рассказа: "Наследство Матильде Аркангела" (1955) и "Осколок ночи" (1959).

Габриэль Гарсия Маркес о Педро Парамо говорил: "Это самый прекрасный из всех романов, какие когда-либо были написаны на испанском языке", а Борхесу принадлежат следующие строчки: "Педро Парамо" - фантастическая книга, и её притяжению невозможно противиться. Это один из лучших романов в испаноязычных литературах, да и в литературе в целом".

Роман "Педро Парамо" высоко ценил и включил в свою серию "Личная библиотека" Хорхе Луис Борхес. Сьюзен Зонтаг назвала его не только среди лучших произведений мировой литературы XX века, но и одной из книг, сильнее всего повлиявших на литературу двадцатого столетия.

Хуан Рульфо работал для кино, по его сценариям ставили фильмы Эмилио Фернандес, Артуро Рипштейн.

Среди наград Хуана Рульфо числятся Премия Хавьера Вильяуррутьи (1955), Литературная премия принца Астурийского (1983).

Хуан Рульфо неоднократно говорил о романе "Кордильера" и о сборнике рассказов "Неурожайные дни", который обещал выпустить еще в 1960 году. Публика с нетерпением ждала обещанного, но при жизни писателя так и не дождалась. Картина несколько прояснилась, когда в 1994 году вдова и дети Рульфо под давлением литературоведов решились нарушить волю усопшего и опубликовали его неизданные рукописи. Книга получилась солидная, хотя можно с уверенностью предположить, что это лишь небольшая часть написанного, избежавшая уничтожения. В сборнике представлены записные книжки писателя (сочные народные словечки, поговорки, поверья, отдельные фразы, образы); наброски рассказов; один более или менее завершенный рассказ ("Клеотильде"); первоначальные варианты "Педро Парамо"; четыре наброска городских рассказов - все крайне слабые; и два десятка фрагментов романа "Кордильера". По замыслу роман создавался в жанре семейной хроники: Рульфо прослеживал историю семьи землевладельцев из Халиско от эпохи конкисты до конца ХХ века.

Имя писателя носят литературная премия Radio Francia Internacional и литературная премия Мексики.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑