105 лет со дня рождения русского композитора и пианиста Георгия Васильевича Свиридова
16 декабря 2020 года исполняется 105 лет со дня рождения русского композитора и пианиста Георгия Васильевича Свиридова (1915 - 1998).
Один из классиков русской музыки XX века, Свиридов продолжал традиции композиторов XIX столетия, прежде всего М. П. Мусоргского. Его перу принадлежат оратории, кантаты, многочисленные произведения для хора a cappella, романсы на стихи русских, зарубежных и советских поэтов.
Родился 16 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. С 1936 по 1941 год Свиридов учился в Ленинградской консерватории в классе композиции П. Б. Рязанова и Д. Д. Шостаковича. В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР.
В 1935 году молодой композитор создал свой первый вокальный цикл из шести романсов на стихи Пушкина ("Роняет лес багряный свой убор", "Зимняя дорога", "Няне", "Зимний вечер", "Предчувствие", "Подъезжая под Ижоры") - так пришли известность и признание и открылась в творчестве Свиридова пушкинская тема.
В 1964 году на экраны страны вышел художественный фильм режиссера Владимира Басова "Метель". Басов пригласил Свиридова для работы над фильмом. Свиридов виртуозно владел оркестровкой, заставляя всего несколько инструментов звучать как целый оркестр. Такой композитор был для режиссера находкой. Результатом стала чарующая, завораживающая, романтическая музыка, буквально вдохнувшая жизнь в картину. В 1973 году композитор на основе этой работы создал сюиту: Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина "Метель" ("Тройка", "Вальс", "Весна и осень", "Романс", "Пастораль", "Военный марш", "Венчание", "Отзвуки вальса", "Зимняя дорога").
В 1956 году была написана "Поэма памяти Сергея Есенина. Для тенора, смешанного хора и большого симфонического оркестра. Слова С. Есенина". Именно народность поэзии Есенина особенно ценил композитор, это был его любимый поэт.
1970-1980-е годы оказались необычайно плодотворными для Георгия Васильевича Свиридова. Явно обозначилось главное направление творчества композитора: вокальная музыка, хотя и инструментальная, как таковая, не исчезла из сферы его творческих интересов. Он писал много музыкальных сочинений на стихи, прежде всего, русских поэтов. Таковы кантаты "Барка жизни" (1974) и "Ночные облака" (1979) - обе на стихи А. А. Блока, "Весенняя кантата" (1972, слова Н. А. Некрасова); "Пушкинский венок" (1978), хоровая поэма "Лапотный мужик" (1981) на стихи П. В. Орешина и хоровой цикл "Песни безвременья" (1980, Блок), "Гимны Родине" (1978, стихи Федора Сологуба), поэма для голоса с фортепиано "Отчалившая Русь" (1977) на стихи С. А. Есенина.
Незавершенные работы: мистерия "Россия" на стихи Блока и кантата "Светлый гость" (слова Есенина), оратория-концерт "Русская старина" на стихи Бунина, Есенина, Бориса Корнилова, цикл на стихи Николая Клюева.
В 1973 году Свиридов создал "Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого "Царь Феодор Иоаннович". Спектакль шел на сцене Малого театра 30 лет, последний был сыгран 5 марта 2004 года.
"Георгий Васильевич Свиридов - русский гений, который по-настоящему еще не оценен. Его творчество будет иметь огромное значение в грядущем возрождении русской культуры. Свиридов не только по-настоящему не оценен. Он еще и неизвестен по-настоящему, унеся с собой в могилу много тайн и своего творчества, и своей жизни". Д. С. Лихачев.