110 лет со дня рождения американского кинорежиссёра, актёра, сценариста Орсона Уэллса
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

110 лет со дня рождения американского кинорежиссёра, актёра, сценариста Орсона Уэллса


6 мая 2025 года исполняется 110 лет со дня рождения американского кинорежиссёра, актёра, сценариста Орсона Уэллса (1915 - 1985).

Его фильмы отмечены изобретательностью в технических решениях. Наиболее примечательные картины режиссёра - "Гражданин Кейн", "Печать зла", "Процесс" и "Леди из Шанхая".

В 2002 году Уэллс был признан величайшим режиссёром всех времён в двух опросах Британского института кино среди режиссёров и критиков, а исследование, основанное на мнениях критиков, списках лучших режиссёров и исторических ретроспективах, признало его самым известным режиссёром в истории кино.

Родился 6 мая 1915 года в маленьком городке Кеноша, вблизи Чикаго (штат Висконсин, США). Его отец, Ричард Хед, - изобретатель-самоучка. Мать, Беатриса Айвз, - известная пианистка. Орсон был разносторонне одарённым ребёнком. С десяти лет он участвовал в школьных спектаклях, рисовал декорации и руководил репетициями, брал уроки "серьёзной живописи". Юный Уэллс был также музыкантом, фокусником, знал наизусть всего Шекспира.

В 1931 году Орсон поехал в Ирландию на этюды. Истратив почти все деньги на покупку осла и повозки, незадачливый художник остался практически без средств к существованию. Несколько дней он провёл ночуя под повозкой. Когда ночи стали холодными, Уэллс приехал в Дублин и на последние деньги купил билет на спектакль театра "Гейт". Среди статистов оказался знакомый ему студент. Он представил Орсона директору театра, и молодой человек получил первую роль. Здесь выяснилось, что у Уэллса незаурядный актёрский талант.

После гастролей по Ирландии Уэллс отправился в Испанию. В Севилье он писал детективы, выступал в роли тореадора под псевдонимом Американец в бою быков.

Вернувшись в Америку, Уэллс благодаря протекции писателя Торнтона Уайлдера устроился актёром в передвижную театральную труппу, а 14 апреля 1936 года в гарлемском театре "Лафайет" состоялась скандальная премьера спектакля "Макбет" в его постановке.

В 1937 году Уэллс и продюсер Джон Хаузмен организовали на Бродвее собственную антрепризу - "Меркьюри-тиэтр". Здесь Уэллс добился международного признания за новаторский для того времени подход к постановке шекспировского "Юлия Цезаря": одетые в современные костюмы актёры играли на сцене без декораций, освещённые причудливым светом.

В 1938 году труппа "Меркьюри-тиэтр" стала выступать с еженедельными радиоспектаклями на канале CBS. Радиотеатр открылся постановкой "Дракулы" Брэма Стокера. Вскоре Уэллс осуществил радиопостановку по роману Герберта Уэллса "Война миров", сделав пародию на радиорепортаж с места событий. После постановки радиошоу приобрело скандальную известность, и в декабре того же года его спонсором стала компания "Кэмпбелл Суп". Радиотеатр сменил название на "Кэмпбелл плэйхаус".

Увеличившийся благодаря спонсорской поддержке бюджет позволил приглашать для участия в постановках звёзд театра и кино, таких как Лоуренс Оливье, Лайонел Берримор и другие. Уэллс принял участие в 78 постановках, после чего вынужден был покинуть шоу в конце марта 1940 года из-за невозможности совмещать участие в радиоспектаклях с работой в кино. После ухода Уэллса постановки продолжали выходить в течение ещё одного сезона.

Молодым режиссёром заинтересовался Голливуд. Уэллс требовал контракта, обеспечивающего ему творческую свободу. После долгих переговоров такой контракт был подписан. На студии "РКО" 24-летний Уэллс получил уникальную возможность быть одновременно и автором, и актёром, и режиссёром. Правда, вскоре выяснилось, что темы, интересовавшие Уэллса, "не годились", его сценарии не нравились, знаменитости отказывались у него сниматься, а руководство студии не решалось финансировать картину без кинозвёзд. В течение одиннадцати месяцев шли споры. Впрочем, Уэллс не терял времени и напряженно изучал кинотехнику и киноискусство.

30 июля 1949 года он приступил к съёмкам фильма "Гражданин Кейн". На все основные роли Орсон пригласил актёров театра "Меркюри". В октябре 1940 года Уэллс завершил работу над фильмом. По общему мнению, дебютная работа 25-летнего режиссёра стала тем единственным фильмом, который после прихода звука в кино оказал значительное воздействие на мировой кинематограф. Рассказывая историю Кейна, Уэллс и его соавтор Герман Манкевич многое почерпнули из биографии газетного магната Уильяма Рэндольфа Херста. Узнав об этом, миллиардер обещал продюсерам большие деньги, если они уничтожат негатив. Фильм тем не менее вышел в прокат, но газеты Херста сделали все, чтобы его потопить. Студия потеряла 150 тысяч долларов.

Съёмку своей второй картины - "Великолепные Эмберсоны" (1942) - Уэллс окончил в то время, когда падали бомбы на Перл Харбор. Затем он принял участие как актёр, сценарист и продюсер в создании детективного фильма "Путешествие в страх". В это время в Голливуде повели борьбу с расточительством. Их "Эмберсонов", ещё не смонтированных, вырезали (без ведома автора) несколько важных сцен и объявили фильм коммерческим провалом. Уэллса обязали оплатить переделки "Путешествия в страх" и грубо выставили за двери "РКО".

Произошли перемены и в личной жизни режиссёра. 7 сентября 1943 года Орсон заключил брак с кинозвездой Ритой Хейворт (его первая жена, светская красавица Вирджиния Николсон, происходила из высшего чикагского общества, у них был сын Кристофер).

Уэллс продолжал работать на радио как автор и актёр (а во время войны и как публицист-обозреватель), принимал участие в концертах для отбывающих на фронт солдат - он показывал фокусы.

В Голливуде новых контрактов ему не предлагали. Уэллс начал много пить. В декабре 1944 года Рита родила дочь Ребекку, но это не спасло их давший трещину брак.

Осенью 1945 года Хейворт объявила, что расстаётся с мужем. Официально они развелись 10 сентября 1947 года.

С января 1945 года Уэллс вел рубрику политических новостей в ряде центральных газет, а после войны совмещал работу в театре с деятельностью на телевидении.

Наконец благодаря личной поддержке известного продюсера Сэмюэля Спигеля ему удалось вернуться на киностудию в роли постановщика. Антифашистский фильм "Чужестранец" (1946) не стал лучшим произведением Уэллса.

В 1948 году Орсон получил возможность поставить ещё две картины - "Леди из Шанхая" и "Макбет". После неудачного проката обеих картин режиссёр был вынужден переехать в Европу.

Париж, Лондон, Рим, Марокко, Венеция - Уэллс снимал и снимался всюду, где только имелась возможность.

За "Макбетом" вышел "Отелло" (1952), получивший на Каннском кинофестивале "Золотую пальмовую ветвь". На съёмки фильма в различных концах света ушло четыре года.

В 1955 году Уэллс женился на Паоле Мори. У них родилась дочь Беатрис.

Через два года режиссёр вернулся в Голливуд, где поставил "Печать зла" на основе детективного романа Уита Мастерсона "Знак зла".

Новая страница творчества Уэллса открылась в 1962 году. В течение пяти последующих лет ему удалось снять три фильма, процесс создания которых он контролировал на всех стадиях, от сценария до окончательного монтажа: "Процесс" (1962), "Полуночные колокола" ("Фальстаф", 1966) и "Бессмертная история" (1967).

В 1975 году на экраны вышел художественно-документальный фильм "Ф как фальшивка" (1975), который стал последней большой работой мастера.

Уэллс исполнял главные роли во всех своих фильмах, играл также в картинах других режиссёров. Одной из его самых известных актёрских работ стала роль Гарри Лайма - бойкого и беспринципного дельца, спекулирующего в годы войны на "чёрном рынке" ("Третий человек", 1949).

Умер в Лос-Анджелесе 10 октября 1985 года от инфаркта.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑