110 лет со дня рождения американского кинорежиссёра, продюсера и киномонтажёра Роберта Уайза
10 сентября 2024 года исполнится 110 лет со дня рождения американского кинорежиссёра, продюсера и киномонтажёра Роберта Уайза (1914 - 2005).
Родился 10 сентября 1914 года в Винчестере, Индиана, в семье мясника. Некоторое время спустя семья переехала в Коннерсвилл, Индиана, где Уайз учился в средней школе. Его любимым занятием в этот период было кино, он ходил в кинотеатр по три-четыре раза в неделю. Особенно он любил приключенческие фильмы с участием Дугласа Фэйрбенкса-старшего. Кроме того, Уайз увлекался журналистикой. В старших классах школы он вёл юмористическую и спортивную колонки в школьной газете, а также был членом редколлегии школьного ежегодника и членом поэтического клуба.
После окончания школы в 1931 году Уайз поступил в колледж, расположенный в городе Франклин недалеко от Индианаполиса, где начал изучать журналистику. Однако из-за наступления Великой депрессии в 1933 году Уайз был вынужден оставить колледж и пойти искать работу. В том же году его старший брат Дейвид, который несколькими годами ранее получил работу в Голливуде в отделе бухгалтерии на студии "RKO Pictures", нашёл для Уайза работу на студии.
В 1933 году Уайз получил на студии "RKO Pictures" место курьера в отделе аудиомонтажа с окладом в 25 долларов в неделю, где "стал носить киноплёнки между просмотровой и монтажной студиями". Намереваясь в совершенстве овладеть новой профессией, Уайз начал тщательно изучать звуковые эффекты и монтаж музыки.
В 1934-1935 годах качестве монтажёра звука (без указания в титрах) он принял участие в работе над драмой "Бремя страстей человеческих" (1934) с Бетт Дейвис в главной роли и над политической драмой Джона Форда "Осведомитель" (1935). При работе над мюзиклами "Весёлый развод" (1934) и "Цилиндр" (1935) с участием Фреда Астера и Джинджер Роджерс, Уайз познакомился с ведущим монтажёром студии Уильямом "Билли" Хэмилтоном, и вскоре под его началом стал серьёзно заниматься монтажом фильмов. В 1935 году в порядке эксперимента Хэмилтон совместно с Уайзом сделал 10-минутный фильм "Путешествие через страну Фиджи", который полностью состоял из отснятого материала для незаконченного художественного фильма, и эта работа была высоко оценена руководством студии.
Первым фильмом, где Уайз работал под началом Хэмилтона, была криминальная мелодрама "На пороге зимы" (1936) по бродвейской пьесе Максвелла Андерсона. После этого в качестве ученика Хэмилтона (без упоминания в титрах) Уайз участвовал в монтаже таких фильмов, как комедия "Дверь на сцену" (1937) с Кэтрин Хэпбёрн и Джинджер Роджерс, романтическая комедия с Роджерс "Чудесно проводя время" (1938), мюзиклы с Астером и Роджерс "Беззаботная" (1938) и "История Вернона и Ирен Кастл" (1939).
Уайз впервые был указан как монтажёр наряду с Хэмилтоном в титрах исторической драмы Уильяма Дитерле "Горбун из Нотр-Дама" (1939) и романтической комедии с Роджерс "Девушка с Пятой авеню" (1939). А первыми самостоятельными работами Уайза в качестве монтажёра стали романтические комедии "Мать-одиночка" (1939) с Роджерс и Девидом Найвеном, "Моя любимая жена" (1940) с участием Кэри Гранта и Айрин Данн, мюзикл "Танцуй, девочка, танцуй" (1940) с Морин О’Харой и политическая фэнтези-драма Уильяма Дитерле "Дьявол и Дэниел Уэбстер" (1941).
За свою длительную кинокарьеру, охватившую период с 1933 по 2000 год, Уайз завоевал четыре "Оскара" за фильмы "Вестсайдская история" (1961) и "Звуки музыки" (1965), причём каждый из этих фильмов принёс ему по две премии - как лучшему режиссёру и как продюсеру за лучшую картину. Кроме того, Уайз был удостоен трёх номинаций на "Оскар": за фильм "Гражданин Кейн" (1941) он был номинирован как лучший монтажёр, за фильм "Я хочу жить!" (1958) - как лучший режиссёр, и за фильм "Канонерка" (1966) - как продюсер за лучшую картину.
Среди прочих фильмов Уайза наиболее значимыми являются "Похититель тел" (1945), "Рождённый убивать" (1947), "Кровь на луне" (1948), "Подстава" (1949), "День, когда остановилась Земля" (1951), "Пленённый город" (1952), "Кто-то там наверху любит меня" (1956), "Идти тихо, идти глубоко" (1958), "Ставки на завтра" (1959), "Административная власть" (1961), "Призрак дома на холме" (1963), "Заколдованный дом" (1963), "Штамм "Андромеда" (1971) и "Звёздный путь: Фильм" (1979).
Девять актёров и актрис были номинированы на "Оскары" за игру в фильмах, поставленных Уайзом, это Нина Фох, Сьюзен Хейворд, Рита Морено, Джордж Чакирис, Джули Эндрюс, Пегги Вуд, Стив Маккуин, Мако и Дэниел Мэсси. Среди них трое - Хейворд, Морено и Чакирис - завоевали эту премию.
Три фильма, над которыми работал Уайз, вошли в список 100 величайших американских фильмов всех времён Американского института киноискусства, среди них "Гражданин Кейн" под номером 1, "Звуки музыки" - под номером 40 и "Вестсайдская история" - под номером 51.
Особенностью творчества Уайза было разнообразие жанров, в которых он добился успеха, среди лучших его картин есть и фильмы ужасов, и фильмы нуар, и вестерны, и военные ленты, и научно-фантастические фильмы, и мюзиклы, и мелодрамы. Некоторые его картины рассматривают острые общественно-политические вопросы, в том числе имеют антивоенную и антиколониальную направленность, затрагивают темы расовых отношений, проблемы беженцев, уличной преступности, положение женщины в обществе, а также отношение к смертной казни.
С 1971 по 1975 год Уайз был президентом Гильдии режиссёров Америки, а с 1985 по 1988 год был президентом Академии кинематографических искусств и наук.
Роберт Уайз умер 14 сентября 2005 года в Медицинском центре Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в возрасте 91 года от сердечной недостаточности.