110 лет со дня рождения французского режиссёра, сценариста, продюсера Рене Клемана
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

110 лет со дня рождения французского режиссёра, сценариста, продюсера Рене Клемана


18 марта 2023 года исполнится 110 лет со дня рождения французского режиссёра, сценариста, продюсера Рене Клемана (1913 - 1996).

Родился 18 марта 1913 года в Бордо в семье архитектора. Об отце Клеман вспоминал с теплотой, постоянно подчеркивая, что именно отец научил его с малых лет противиться злу и поклоняться искусству. Рене был первым ребёнком в семье. Затем появилась сестра, спустя три года - брат Клод, который потом пошел по стопам Рене, стал кинематографистом и ассистировал ему во многих фильмах 1940-1950-х годов. Детство прошло беззаботно и счастливо. Рене был любимцем, однако "старшинство" наложило и определенные обязательства. Отец захотел, чтобы первенец унаследовал его профессию, и Рене отправился в Париж изучать архитектуру в Школе изящных искусств. Впрочем, это не шло в разрез с его увлечениями.

Бесспорно одарённый в области изобразительных искусств, Клеман, вероятно, стал бы архитектором, ваятелем или художником (и сейчас его рисунки ценятся коллекционерами), если бы с детства не был в самое сердце "пронзён седьмым искусством". Это случилось 18 марта 1919 года, в день его рождения, когда отец подарил маленькому Рене проектор для показа крохотных, по двадцать метров каждый, фильмов. Приехав в столицу изучать архитектуру, юноша значительную часть свободного времени проводил в кинотеатрах. Он хотел прежде всего понять, что такое кино. Почти два года будущий режиссер только смотрел картины. Сильнейшее впечатление на Клемана произвели советские фильмы, которые шли в киноклубах. В 1929 году таких клубов в Париже и в провинции насчитывалось уже два десятка, и они объединились в ассоциацию, возглавляемую известным режиссёром "авангарда" Жерменой Дюлак. Клеман стал членом одного из них.

В 1931 году, продолжая заниматься изобразительным искусством, Клеман снял на узкой пленке свои первые любительские фильмы. Девятнадцатилетний Клеман поступил на курсы сценаристов и фотографов. Учёба длилась недолго: умер отец и юноша впервые столкнулся с необходимостью зарабатывать на жизнь. Но нелёгкие обстоятельства не отвратили Клемана от кино. Его имя попало во вступительные титры документальных картин. Сперва как оператора, затем - как режиссёра. В игровом кино дебют Клемана состоялся в 1939 году картиной "Береги свою левую".

Тема войны занимала ведущее место в творчестве Клемана, начиная с его первых полнометражных фильмов, отмеченных влиянием итальянского неореализма, - "Битва на рельсах" (1946, Приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале) и "У стен Малапаги" (1949, Приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале). Вновь вернулся к ней Клеман в своем самом значительном произведении - проникновенном рассказе о военных буднях детей, "Запрещённые игры" (1952, "Золотой лев").

В 1956 году Клеман под названием "Жервеза" экранизировал роман Золя "Западня"; фильм был удостоен "Золотого льва" на Венецианском фестивале. Не менее благожелательную прессу получил его триллер "На ярком солнце" (1960), с которого началась звёздная карьера Алена Делона.

Однако самый амбициозный проект Клемана 1960-х годов, эпическая фреска об освобождении французской столицы "Горит ли Париж?" (1966), оставил равнодушными и зрителей, и критиков, несмотря на суперзвёздный актёрский состав и сценарий, над которым работали Гор Видал и Фрэнсис Форд Коппола.

Разочарованный кассовыми неудачами и отрицательными отзывами критиков, Клеман в 62 года завершил свою кинокарьеру и поселился в Ментоне на Лазурном Берегу. Его последними картинами были экранизации детективов Себастьяна Жапризо; из их числа "Пассажир дождя" (1969).

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑