115 лет со дня рождения актрисы, режиссёра Ирины Вульф
13 января 2022 года сполнится 115 лет со дня рождения актрисы, режиссёра, заслуженного деятеля искусств РСФСР Ирины Сергеевны Вульф (1907 - 1972).
Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф была дочерью Павлы Леонтьевны Вульф, знаменитой театральной актрисы, разглядевшей в молодой и чудаковатой Фаине Фельдман (Раневской) невероятное дарование. Она взяла её в свою семью и помогла раскрыться, стать той самой - великой, знаменитой, гениальной.
Ирине приходилось отстаивать свое право на материнское внимание, выдерживать сравнение в части актерского дарования. Из чувства противоречия она поступила на юридический факультет Казанского университета, потом бросила его, вернулась в Москву и поступила в школу-студию МХАТа. Окончила учебу в театральной школе при МХАТе, где училась у Станиславского и Телешевой.
Творческий путь начала в 1925 году во МХАТе как актриса, потом стала ассистентом режиссёра. Среди её ролей в Художественном театре - Нина в спектакле "Взлёт", Алина в "Трёх толстяках", Грейс в "Битве жизни" и другие.
В 1934 году перешла в театр-студию Юрия Александровича Завадского, за которого позднее вышла замуж. Они развелись, но сохранили дружеские отношения.
С 1936 по 1938 год работала в Ростовском театре, где дебютировала как режиссер постановкой "Беспокойная старость".
В 1946 году стала режиссером Театра имени Моссовета. В театре поставила спектакли "Русский вопрос", "Девочки", "Маскарад", "Варвара Волкова", "Сомов и другие", "Лиззи Мак-Кей", "Король Лир", "Нора", "Миллион за улыбку". В театре им. Моссовета она была "правой рукой" Юрия Завадского.
С 1939 года преподавала в ГИТИСе.
Григорий Александров пригласил Ирину Анисимову-Вульф на съемки картины "Весна" в качестве второго режиссера. Приглашены были ведущие актеры театра им. Моссовета Фаина Раневская и Ростислав Плятт. На съемочной площадке сложились хорошие дружеские отношения, которые и помогли в дальнейшем, в 1947 году, Любови Орловой прийти в Театр им. Моссовета. Первой ролью, сыгранной Орловой в этом театре, была роль Джесси Смит в "Русском вопросе". Режиссером постановки был Завадский, но именно Ирина Анисимова-Вульф занималась вводом 45-летней Орловой в спектакль. Ирина Сергеевна помогла преодолеть многочисленные трудности и сомнения, и дебют Любови Орловой был признан успешным.
В дальнейшем Ирина Сергеевна была режиссером почти всех спектаклей с участием Любови Орловой на сцене театра. Их объединяла не только совместная творческая работа, но и схожие жизненные принципы и устои, внутренняя интеллигентность, воспитанность, сдержанность характеров, похожие судьбы, высокое женское и человеческое достоинство и уважение к себе и другим.
Ставила пьесы Шекспира, Уильямса, Розова, Сартра, Штейна.
Единственной работой в кино Ирины Сергеевны была роль Войницкой в фильме Андрея Кончаловского "Дядя Ваня" по пьесе Антона Чехова (1970).