115 лет со дня рождения актрисы театра и кино, народной артистки СССР Веры Марецкой
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

115 лет со дня рождения актрисы театра и кино, народной артистки СССР Веры Марецкой


31 июля 2021 года исполнится 115 лет со дня рождения актрисы театра и кино, народной артистки СССР Веры Петровны Марецкой (1906 - 1978).

Вера Марецкая родилась в деревне Барвиха Московской губернии в зажиточной мещанской семье. С детства Вера участвовала в домашних спектаклях. Родители настояли на том, чтобы их дочь по окончании школы поступила на философский факультет Московского университета, где Марецкая проучилась год. Затем втайне от родителей подала документы в три театральные студии и поступила в школу-студию при Театре Вахтангова (ныне - Театральный институт имени Бориса Щукина). После смерти Евгения Вахтангова в 1922 году студентами занимался Юрий Завадский.

В 1924 году Марецкая окончила студию. В том же году она стала женой Завадского. Вместе они участвовали в создании Театра-студии Юрия Завадского, в котором Марецкая служила до 1936 года как прима. В 1936 году началась кампания по упразднению "чересчур ярких, неортодоксальных театров" и "переброске" их в другие города. В результате режиссёр и вся труппа, включая Веру Марецкую, переехали в Ростов-на-Дону, где Завадский возглавил Академический театр драмы им. М. Горького. Там Марецкая заявила о себе в роли Любови Яровой в одноимённом спектакле по пьесе Константина Тренёва.

Судьба Марецкой прочно связана с Театром им. Моссовета с 1940 года. Здесь Марецкая. сыграла роли Мирандолины в "Хозяйке гостиницы" К. Гольдони (1940) и заглавную роль в "Машеньке" А. Афиногенова (1941), раскрывающие два основных направления в творчестве актрисы: склонность к комедийным ролям, исполненным яркого юмора, и к ролям, передающим душевный мир чувства подростка. Лучшими ролями, развивавшими эти два направления, были роли молодых девушек, стоящих на пороге жизни: в "Надежде Дуровой" Кочеткова и Липскерова (1941), Вари ("Встреча в темноте" Ф. Кнорре, 1944) и остро характерные роли: Живки ("Госпожа министерша" Нушича, 1946), Катрин Лефёвр ("Катрин Лефёвр" Сарду и Моро, 1956) и другие.

В сценических образах Марецкая раскрывается многообразие женских судеб. Это и Леди в спектакле "Орфей спускается в ад" Уильямса и Мюкелина-Лисистрата в пьесе Хикмета и Комиссаржевского "Бунт женщин" (1962), героиня комедии А. Софронова "Миллион за улыбку" и вдова полковника в спектакле "Врачи ничего не знают" Ю. Смуцла (1966) и другие. Роль миссис Сэвидж в "Странной миссис Сэвидж" Д. Патрика стала для Марецкой последней на сцене театра имени Моссовета.

Актриса часто повторяла: "Театр мой дом. Мой банк. Вся моя жизнь".

Настоящая слава к Вере Марецкой пришла после съёмок в кино. В 1924 году она дебютировала в эпизоде в мелодраме Ивана Худолеева "Простые сердца". Через год она снялась у Якова Протазанова в драме "Его призыв" в роли девушки Вари. В том же году режиссёр пригласил её на главную роль домработницы Кати в своей знаменитой комедии "Закройщик из Торжка". После этого актрисе стали поступать самые разные предложения. В 1928 году она исполнила роль домработницы Параши в кинокомедии Бориса Барнета "Дом на Трубной". В 1929 году сыграла главные роли в картинах "Сто двадцать тысяч в год" (Доленко) и "Простые сердца" (Настя).

Марецкая была одной из самых популярных киноактрис страны, её имя было известно и в других странах. Образы, созданные Марецкой в кинофильмах "Член правительства", "Она защищает Родину", "Сельская учительница" - одни из самых интересных и значительных в истории советского кинематографа.

Среди поздних работ актрисы стоит отметить роли в фильмах "Мать", "Полюшко-поле", "Ночной звонок", "Среди добрых людей" и "Легкая жизнь".

Заметной стала работа в сатирической комедии Вениамина Дормана "Лёгкая жизнь", в которой она сыграла Василису Сергеевну Муромцеву. Ее героиня произносит ряд фраз, которые пошли в народ: "Труд превратил обезьяну в человека не для того, чтобы потом человек превратился в лошадь"; "Талантливый и холостой! Эти качества редко сочетаются в одном человеке"; "Я иногда понимаю даже больше, чем мне хотелось бы понимать"; "Много книг в доме теперь не модно"; "В этом есть рациональное зерно! - У меня этих зёрен полные закрома!".

Актриса обладала отменным чувством юмора и её называли "маршалом в профессии и генералом по розыгрышам".

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑