115 лет со дня рождения американского кинорежиссёра, сценариста и актёра Джона Хьюстона
5 августа 2021 года исполнится 115 лет со дня рождения американского кинорежиссёра, сценариста и актёра Джона Хьюстона (1906 - 1987).
Родился 5 августа 1906 года в Неваде (штат Миссури) в семье актёра Уолтера Хьюстона. Бросил школу в 14 лет, чтобы стать боксером. В 19 лет дебютировал на сцене. Уехал в Мексику, где служил офицером в кавалерии и занимался разведением лошадей.
В 1930 году последовал за отцом в Голливуд, чтобы стать сценаристом. Написал сценарии к ряду классических картин, например, "Иезавель" (1938) Уильяма Уайлера и другим, трижды за два года выдвигался на премии "Оскар" как сценарист, в том числе за свой режиссёрский дебют, "Мальтийский сокол" (1941). После мелодрамы "В этом наша жизнь" (1942) он продолжил ту же тему блестящим триллером "Через Тихий океан" (1942). Сняв во время войны ряд документальных фильмов, Хьюстон с триумфом вернулся к художественному кино.
Во время съёмок картины "Сокровище Сьерра-Мадре" (1948) его решение отказаться от декораций привело в панику руководство "Уорнер бразерс". Фильм снимался в бедном, заброшенном мексиканском городке. А потом режиссёр открыл миру Мэрилин Монро в фильме "Асфальтовые джунгли" (1950). Фильм стал этапным фильмом в обращении Голливуда к реальной жизни и реальным персонажам.
После изуродованной цензурой антивоенной картины "Алый знак доблести" (1951) и вызова, брошенного Хьюстоном Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, он уехал в Англию, где снял ряд своих шедевров.
"Африканская королева" (1951) была нетрадиционным приключенческим фильмом, черпающим сюжетное напряжение не столько в опасностях войны и африканских джунглей, сколько в столкновении двух ярких противоположных индивидуальностей. Фильм остается классикой жанра.
Фильм "Мулен Руж" (1952) о жизни художника Тулуз-Лотрека был визуально основан на его рисунках и яркими красками воссоздал атмосферу Монмартра в конце XIX века.
Картина "Посрами дьявола" (1953) с блеском пародировала гангстерское кино, экранный образ Хамфри Богарта и ряд традиционных для Хьюстона тем.
"Моби Дик" (1956), ещё один классический приключенческий фильм, был визуально стилизован под старые морские гравюры.
Продолжив работу в Голливуде с фильмом "Бог знает, мистер Аллисон" (1957), Хьюстон тем не менее проводил большую часть времени в Ирландии, где занимался живописью и выращивал лошадей (позднее, в 70-е годы, он переехал в Мексику).
Среди его последующих картин выделяются драма "Неприкаянные" (1961), снятый по сценарию Артура Миллера, детектив "Список Эдриана Мессенджера" (1963), сюрреалистический вестерн "Жизнь и времена Роя Бина" (1972) и ещё один классический приключенческий фильм, "Человек, который хотел стать королем" (1975).
Сыграв небольшие роли в ряде собственных фильмов, он начал в 70-е годы много сниматься у других режиссёров. Среди его лучших ролей - респектабельный гангстер в фильме Романа Поланского "Китайский квартал" (1974).
Хотя многие поздние ленты Хьюстона были неудачными, он достойно закончил свой творческий путь драмой "У подножия вулкана" (1984), пародийным гангстерским триллером "Честь семьи Прицци" (1984) и давно задуманной, поэтичной экранизацией рассказа Джеймса Джойса "Мёртвые" (1987). Этот фильм стал лирической исповедью режиссера и был единодушно признан самым "авторским" и наиболее совершенным творением мастера за всю его полувековую карьеру в кино.
Перед самой смертью участвовал, как сценарист и исполнительный продюсер, в работе над фильмом "Мистер Норт" (1988) по роману Торнтона Уайлдера "Теофил Норт".