Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

120 лет со дня рождения актёра театра и кино, театрального режиссёра Николая Симонова


4 декабря 2021 года исполнится 120 лет со дня рождения актёра театра и кино, театрального режиссёра Николая Константиновича Симонова (1901 - 1973).

Николай Симонов родился 4 декабря 1901 года в Самаре. Окончив шесть классов гимназии, в 1918 году поступил на вечернее отделение Самарской художественно-промышленной школы.

В 1919-1922 годах учился на факультете живописи Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (ПГСХУМ) (ныне Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина) при воссозданной Академии художеств, где учился у О. Э. Браза, А. А. Рылова, К. С. Петрова-Водкина. Однако, несмотря на успехи в академии, предпочёл театр, о котором мечтал со школьных лет.

В 1922 году поступил в Петроградский институт сценических искусств, сразу на второй курс, в мастерскую Л. С. Вивьена, и некоторое время оставался студентом двух учебных заведений, но в 1923 году оставил занятия живописью. В 1924 году окончил Институт сценических искусств и был приглашён в труппу Ленинградского государственного театра драмы (позже - им. А. С. Пушкина, ныне Александринский театр). Однако сразу прийти в театр ему не удалось - на один год его призвали в РККА.

Прослужив в театре семь лет, сыграл несколько главных ролей, в том числе Павла в "Виринее" Л. Н. Сейфуллиной и Вершинина в "Бронепоезде 14-69" В. В. Иванова.

В 1931 году покинул Ленинград и возглавил Самарский краевой драматический театр (ныне Самарский театр драмы имени М. Горького). В 1934 году вернулся в Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина, который больше уже не покидал.

На протяжении нескольких десятилетий был одним из ведущих актёров театра, выступал и в качестве режиссёра. Одной из его самых блестящих ролей был Борис Годунов в постановке Бориса Сушкевича. Этот спектакль 1934 года породил в театральной критике понятие "актер каратыгинской школы". До сих пор он остается эталоном для поколений артистов Александринского театра. Зрители овациями встречали его Лаврецкого ("Дворянское гнездо"), Сатина ("На дне"), Протасова ("Живой труп").

Два последних образа, воплощенных великим актером, критики признают шедевром театрального искусства. Это раздираемый сомнениями и обиженный несправедливостью судьбы Сальери ("Маленькие трагедии") и Маттиас Клаузен ("Перед заходом солнца"), на склоне лет оказавшийся лишним и ненужным даже свои детям.

В кинематографе дебютировал в 1924 году, ещё в эпоху немого кино снялся более чем в десяти фильмах, в том числе в главной роли в фильме Владимира Гардина "Кастусь Калиновский". Партнерами по съемочной площадке стали Борис Ливанов, Николай Комиссаров, красавица Софья Магарилл. На заре карьеры в кино Николаю Константиновичу посчастливилось играть и знаменитостей. Однажды перевоплотился в молодого Михаила Ломоносова в ленте "Сын рыбака" (1928). В 1938 году на экраны вышла эпопея Владимира Петрова по роману Алексея Толстого "Петр Первый".

Вершина творчества актёра - роль Петра I. Лента объединила весь цвет кинематографа. Князя Александра Меншикова сыграл Михаил Жаров, Екатерину I - Алла Тарасова, в графа Петра Толстого преобразился Владимир Гардин, а цесаревича Алексея сыграл Николай Черкасов. Успех Симонова в роли Петра создал особые трудности в его кинематографической жизни. Начался довольно резкий спад, связанный в значительной мере с тем, что ролей, которые в такой же степени отвечали бы его артистическим данным и внутренним возможностям, у него не оказалось.

В экранизации романа Этель Войнич "Овод" (1955) Симонов примерил образ духовника Лоренцо Монтанелли. В военной драме "Сталинградская битва" Николаю Константиновичу досталась роль генерала Василия Чуйкова. Еще одной знаковой ролью в кинобиографии Николая Симонова называют доктора Сальватора из фантастической мелодрамы "Человек-амфибия" (1961) по Александру Беляеву.

Последней ролью Николая Симонова в кино стала роль полицейского комиссара Берлаха в телефильме "Последнее дело комиссара Берлаха" (1972). Лента рассказывает о швейцарском полицейском, который разыскивает нацистских преступников и в конце фильма умирает от рака. Снимаясь в этой картине, актёр не знал, что эта же болезнь подкрадывается и к нему.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑