Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

120 лет со дня рождения американского кинорежиссёра, продюсера, сценариста Уильяма Уайлера


1 июля 2022 года исполнится 120 лет со дня рождения американского кинорежиссёра, продюсера, сценариста Уильяма Уайлера (1902 - 1981).

Родился 1 июля 1902 года в еврейской семье в городе Мюльхаузен, расположенном в Эльзасе, который в тот момент входил в состав Германской империи, а после Первой мировой войны стал обратно французским. Отец Вилли был выходцем из Швейцарии, у него был успешный бизнес в сфере торговли галантерейными товарами. Мать была уроженкой Германии, обладала артистическими способностями, что старалась привить и своим детям. Намереваясь продолжить дело отца, Уайлер поступил на учёбу в Высшее коммерческое училище в Лозанне, а через год отправился в Париж, где работал в универмаге и некоторое время изучал музыку. Кузеном матери был основатель американской киностудии Universal Pictures Карл Леммле, который по её просьбе согласился предоставить родственнику работу в своём нью-йоркском офисе.

В 1920 году Уайлер прибыл в Нью-Йорк, где первоначально работал экспедитором, а затем, после овладения английским и благодаря хорошему знанию немецкого и французского языков получил должность в отделе международной рекламы.

В 1922 году добился перевода в Лос-Анджелес, где работал на съёмочной площадке на вспомогательных должностях, пока не стал помощником режиссёра таких фильмов, как "Горбун из Нотр-Дама" (1923) и "Бен-Гур" (1925).

В 1925 году он начал ставить короткометражные немые вестерны, став самым молодым режиссёром студии Universal.

Его дебютной картиной стала 20-минутная немая лента из серии "Мустанг" под названием "Борец с мошенниками", снятая в конце 1925 года. Качество отснятого материала удовлетворило Леммле и он назначил своего протеже режиссёром студии, где в течение двух лет Уайлер поставил ещё 21 фильм из серии "Мустанг".

В 1926 году ему поручили постановку часовых вестернов из цикла "Синяя полоса".

В 1928 году поставил свою первую комедию "Кто-нибудь здесь видел Келли?", которую профинансировал его старший брат Роберт.

Первым фильмом, в котором проявилось фирменное построение мизансцены режиссёра, стала мелодрама "Вечеринка" (1929), которая вышла как в немой, так и в частично звуковой версиях. Несмотря на то, что критика восприняла её без особого воодушевления руководство студии сочла постановку успешной.

В начале 1930-х годов Уильям, получив к тому моменту первую режиссерскую категорию и право выбора сценариев, выпускает фильмы "Том Браун из Калвера" (1932), "Адвокат" (1933), "Добрая фея" (1935) и другие ленты, при производстве которых делает большое количество дублей. Стремление мастера выверить всё до малейшего нюанса явилось сенсацией для тогдашнего Голливуда. За такой перфекционизм он получает прозвище "90-дублевый Уайлер", а также репутацию "актерского" режиссера. Исполнители главных ролей в фильмах Уильяма зачастую получали не только положительные отзывы критиков, но и различные престижные кинопремии.

После ухода из Universal Уайлер начинает длительное сотрудничество с киномагнатом-продюсером Сэмюэлем Голдуином и в 1936 году представляет ставшую впоследствии классикой синематографа мелодраму "Додсворд", сценарий для которой написал Сидни Ховард на основе его пьесы, являющейся адаптацией одноимённого романа Синклера Льюиса. Фильм "Додсворд", вошедший в двадцатку самых кассовых картин 1936 года, в 1990 году был включен в Национальный кинореестр Библиотеки Конгресса США. В 1937-м лента удостоилась "Оскара" за лучшую работу художника и шести номинаций на эту премию: лучший фильм, лучшая мужская роль (Уолтер Хьюстон), лучшая женская роль второго плана (Мария Успенская), лучшая режиссура (Уильям Уайлер), лучший сценарий-адаптация (Сидни Ховард), лучший звук.

В 1937 году свет увидело очередное творение Уайлера криминальная нуар-драма "Тупик", отмеченная четырьмя номинациями на "Оскар". После он создал исторические мелодрамы "Иезавель" (1938), принесшую ему приз Венецианского кинофестиваля, и "Грозовой перевал" (1939) - крупнобюджетную экранизацию одноименного романа Эмили Бронте. Вторая картина наряду с "Унесенными ветром" того же года считается вершиной голливудского романтизма 1930-х годов.

Свой первый "Оскар" Уайлер получил во время Второй Мировой войны за драму "Миссис Минивер" (1942), основанную на одноимённой книге Джен Стратер и повествующую об участии рядовых англичан в обороне своей страны от немецких войск. "Миссис Минивер" удостоилась шести "Оскаров", а Уайлера признали лучшим режиссером года.

Проходя службу в ВВС в чине майора с 1942 по 1945 годы, режиссер снял документальные проекты "Мемфис Белль: История летающей крепости" (1944) и "Тандерболт: история штурмовика" (1947). При этом он предпринимал довольно рискованные шаги. Во время съемок, проходивших порой в условиях реальных бомбежек, погиб оператор из команды Уильяма, а сам он в одном из полетов потерял сознание от недостачи кислорода. К тому же от шума моторов Уайлер оглох на одно ухо и вернулся с войны инвалидом.

В 1946 году режиссер представил драму "Лучшие годы нашей жизни" (1946) по роману МакКинли Кантора "Прославление меня" о непростых судьбах демобилизованных солдат в послевоенной Америке. Картина, ставшая рекордсменом по кассовым сборам, была на ура воспринята критиками и удостоилась множества различных престижных кинопремий, в том числе семи "Оскаров", один из них - за лучшую режиссуру.

Успех имели и последующие картины мастера, снявшего "Наследницу" (1949) с Оливией Де Хэвилленд и Монтгомери Клифтом, "Детективную историю" (1951) с Кирком Дугласом и Элинор Паркер, "Сестру Кэрри" (1952) с Лоуренсом Оливье и Дженнифер Джонс. В 1953 году Уайлер выпустил первый голливудский фильм, целиком созданный в Европе, - романтическую мелодраму "Римские каникулы", прославившую малоизвестную на тот момент актрису Одри Хепберн. Лента, которую в 1999 году внесли в американский Национальный реестр фильмов, "имеющих особое культурное, историческое или эстетическое значение", заполучила три "Оскара", будучи выдвинутой на эту премию в десяти номинациях.

В 1959 году состоялась премьера уайлеровского фильма "Бен-Гур" - одного из ярчайших представителей "пеплума", исторического кино с использованием античных сюжетов, большой продолжительностью и масштабностью. Экранизация по одноименному роману американского писателя Лью Уоллеса удостоилась одиннадцати "Оскаров". Уильяма в третий раз признали лучшим режиссером.

8 февраля 1960 года Уайлер удостоился звезды на Голливудской аллее славы. В 1966 году ему вручили почетную награду имени Ирвинга Тальберга - за выдающийся вклад в развитие кинопроизводства, а в 1976 году - премию Американского киноискусства - за достижения в течение жизни.

После триумфальной эпической ленты Уайлер выпустил еще несколько ярких фильмов: "Детский час" (1965) с Одри Хепберн, Ширли МакЛейн и Джеймсом Гарнером, "Коллекционер" (1965) с Теренсом Стэмпом, "Как украсть миллион" (1966) с Одри Хепберн и Питером О`Тулом, "Смешная девчонка" (1969) с Барброй Стрейзанд. Этот бродвейский мюзикл, имевший огромный коммерческий успех, Уайлер, по его словам, согласился перенести на пленку только из-за актрисы и певицы Барбры Стрейзанд, восхитившись ее обворожительностью и талантом. Эта роль принесла ей премию "Оскар" и большую популярность.

В 1970 году вышла последняя в режиссерской карьере Уильяма Уайлера картина - криминальная драма "Освобождение Л. Б. Джонса" (1970) с участием Ли Дж. Кобба, Барбары Херши и Ли Мэйджорса.

Уайлер является одним из самых успешных режиссёров в истории Голливуда. Номинировался на "Оскар" 12 раз. Актёры и актрисы под его руководством номинировались на "Оскар" 36 раз, из них - 13 побед. Лауреат трёх "Оскаров" за постановку фильмов, которые были признаны Американской киноакадемией лучшими фильмами года: "Миссис Минивер" (1942), "Лучшие годы нашей жизни" (1946) и "Бен Гур" (1959). Лауреат "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля (фильм "Дружеское увещевание", 1956).

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑