Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

120 лет со дня рождения кинорежиссёра, сценариста, педагога, народного артиста СССР Григория Александрова


23 января 2023 года иполняется 120 лет со дня рождения кинорежиссёра, сценариста, актёра, педагога, народного артиста СССР Григория Васильевича Александрова (фамилия при рождении Мормоненко; 1903 - 1983).

Родился 23 января 1903 года в Екатеринбурге в семье владельца крупной гостиницы и ресторана "Сибирь" Василия Григорьевича Мормоненко. Мать - Анфуса Григорьевна происходила из знатного рода татар, проживающих в Сибири.

С 1912 года работал в Екатеринбургском оперном театре рассыльным, помощником бутафора, помощником осветителя. В 1917 году окончил Екатеринбургскую музыкальную школу по классу скрипки.

В 1919 году вместе с Иваном Пырьевым организовал художественную самодеятельность в екатеринбургском клубе ЧК. В 1920 году окончил режиссёрские курсы рабоче-крестьянского театра при Екатеринбургском губнаробразе. Затем около года ездил по Уралу во фронтовом театре 3-й армии РККА, позже был назначен инструктором отдела искусств Губобразнадзора. Осуществлял контроль за репертуаром кинотеатров, в том числе занимался переделкой старых фильмов, приспосабливая их под новую идеологию. Вернувшись из армии, организовывал вместе с Иваном Пырьевым детский театр. Участвовал в деятельности клуба "ХЛАМ" (Художники-Литераторы-Артисты-Музыканты).

В 1921 году вместе с Иваном Пырьевым поехал на учёбу в Москву по направлению от Политотдела 3-й армии. В 1921-1924 годах - актёр Московского первого рабочего театра Пролеткульта, где познакомился с Сергеем Эйзенштейном. Вместе с ним участвовал в создании нескольких спектаклей. Играл роль Глумова в поставленном Эйзенштейном экспериментальном спектакле "Мудрец" (композиция С. М. Третьякова по комедии А. Н. Островского "На всякого мудреца довольно простоты").

Был ассистентом Эйзенштейна на его первых фильмах "Стачка" (1924), "Броненосец "Потёмкин" (1925), снимался в них как актёр. Выступил как соавтор сценариев и сопостановщик фильмов Эйзенштейна "Октябрь" (1927) и "Старое и новое" (1929).

С 1929 по 1932 год совместно с Сергеем Эйзенштейном и оператором Эдуардом Тиссэ находился в творческом турне по Европе и США с целью изучения опыта зарубежного кинопроизводства. В Париже под художественным руководством Эйзенштейна снял короткометражный фильм "Сентиментальный романс" с Марой Гри в главной роли. Вместе с Эйзенштейном работал над документальным фильмом "Да здравствует Мексика!", который снимался на средства писателя Эптона Синклера и остался незавершенным.

В 1932 году возвратился в СССР и снял короткометражный документальный фильм "Интернационал", прославляющий Сталина и его политику. В том же году по инициативе председателя "Союзкино" Бориса Шумяцкого приступил к работе над музыкальной кинокомедией "Весёлые ребята" с Леонидом Утёсовым и Любовью Орловой в главных ролях. Опираясь на опыт Голливуда, построил её на сочетании эксцентрических и цирковых трюков, приёмов мюзик-холла и оперетты. Фильм имел огромный успех. С "Весёлых ребят" начался "звёздный" путь актрисы Л. Орловой, композитора И. Дунаевского, поэта В. Лебедева-Кумача. В 1934 году фильм был с успехом показан в советской программе на Втором международном кинофестивале в Венеции. После фестиваля "Веселых ребят" купили многие зарубежные страны. В некоторых странах фильм шёл под названием "Весь мир смеется".

В 1936 году снял фильм "Цирк" по пьесе И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева. В этом фильме Александров усилил идеологический акцент, ставя во главу угла преимущества советского образа жизни перед западным. В финале этой оптимистической кинокартины прозвучала ставшая общенародной "Песня о Родине" ("Широка страна моя родная"). Фильм удостоен Высшей премии на Международной выставке в Париже (1937).

В 1936 году по личному поручению Сталина выступил режиссёром документального фильма "Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов".

В 1938 году на экраны вышла его кинокомедия "Волга - Волга", имевшая оглушительный успех. Роль почтальона Стрелки, простой талантливой девушки, сыграла Любовь Орлова. Нарицательным персонажем стал бюрократ Бывалов в исполнении Игоря Ильинского.

В музыкальных фильмах привлекал многомиллионного зрителя юмором, энергией положительных героев, свежестью и доступностью музыкальных решений. Вместе с тем его картины явно приукрашивали действительность.

В 1940 году снял фильм "Светлый путь", в котором показал счастливую жизнь в СССР и широкие возможности для советского человека.

В апреле 1941 года утверждён членом художественного совета "Мосфильма", назначен членом Центральной военно-оборонной комиссии при Московском доме кино. В июле 1941 года утверждён членом редакции "Боевых киносборников".

В 1942-1943 годах - художественный руководитель Бакинской киностудии художественных фильмов. В августе 1943 года утверждён председателем совета Дома кино. В октябре 1943 года назначен исполняющим обязанности художественного руководителя киностудии "Мосфильм".

В 1947 году снял музыкальную кинокомедию "Весна". На Венецианском кинофестивале эта картина получила специальный приз жюри.

В 1949 году поставил антиамериканский политический пропагандистский фильм "Встреча на Эльбе", за который ему была присуждена Сталинская премия (1950).

В 1951-1957 годах - художественный руководитель режиссёрского курса во ВГИКе (профессор).

В 1952 году Александров снял фильм "Композитор Глинка".

С 1959 года - художественный руководитель Первого творческого объединения киностудии "Мосфильм".

В 1960 году снял фильм "Русский сувенир", который провалился в прокате.

В 1974 году снял свой последний художественный фильм "Скворец и Лира", не вышедший на экран и показанный по телевидению только в 1996 году.

В 1975 году опубликовал книгу воспоминаний "Годы поисков и труда".

В 1976 году Политиздат выпустил его мемуары "Эпоха и кино".

В 1979 году смонтировал из мексиканского материала свой вариант фильма "Да здравствует Мексика!", который на Московском международном кинофестивале получил почётный приз "За выдающееся и непреходящее значение для развития мирового киноискусства".

В 1983 году снял документальный фильм о своей жене "Любовь Орлова".

Умер 16 декабря 1983 года на 81-м году жизни.

Григорий Александров снимался в фильмах: "Доля ты русская, долюшка женская" (1922), "Дневник Глумова" (1923), "Стачка" (1924), "Броненосец "Потёмкин" (1925), "Старое и новое" (1929), "Горе и радость женщины" (1930), "Волга - Волга" (1938), "Русский сувенир" (1960), "Скворец и Лира" (1974).

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑