Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

125 лет со дня рождения австрийского и американского композитора, дирижёра и педагога Эриха Вольфганга Корнгольда


29 мая 2022 года исполнится 125 лет со дня рождения австрийского и американского композитора, дирижёра и педагога Эриха Вольфганга Корнгольда (1897 - 1957).

Родился 29 мая 1897 года в Брно в еврейской семье. Уже в раннем детстве проявлял выдающиеся музыкальные способности, в том числе в композиции. В 1906 году Густав Малер по прослушивании сочинённой им кантаты предрёк ему славу гения и посоветовал продолжить образование у Александра фон Цемлинского. Как композитор дебютировал в 1908 году (пантомима "Снежный человек", поставлена в Венской придворной опере).

Написанный Корнгольдом в возрасте 11 лет балет "Снеговик" был поставлен в Венской опере и произвёл настоящую сенсацию.

Следующими его сочинениями были фортепианное трио и фортепианная соната ми мажор. Последняя привлекла внимание Артура Шнабеля, который играл её в своих концертах по всей Европе. О Корнгольде восторженно отзывались ведущие европейские музыканты - Артур Никиш, Джакомо Пуччини, Рихард Штраус, Ян Сибелиус, Энгельберт Хумпердинк.

В возрасте 14 лет Корнгольд написал своё первое оркестровое сочинение (увертюру), а в 1914 - две оперы: "Кольцо Поликрата" и "Виоланта".

Пик популярности Корнгольда наступил после окончания Первой мировой войны - в 1920-е годы он пишет свои крупнейшие сочинения - Фортепианный концерт (предназначенный для левой руки и написанный по заказу Пауля Витгенштейна), оперы "Мёртвый город" и "Чудо Элианы". В основу третьей оперы Корнгольда легла пьеса бельгийского писателя Жоржа Роденбаха "Мертвый город", либретто создали сам Эрих и его отец Юлиус.

В центре оперы - безутешный вдовец Пауль. Потеряв любимую супругу, он создает в своем доме её культ. Однажды он встречает молодую танцовщицу Мариэтту, которая невероятно похожа на умершую жену. Вспыхнувшие между ними отношения не в силах воскресить утрату. В отчаянии Пауль убивает девушку.

Опера Эриха Корнгольда была написана им в возрасте 23 лет. В 1920 году её поставили в оперных театрах в Гамбурге и Кельне, а затем постановка разошлась по всей Европе. После присоединения Австрии к Германии опера попала под негласный запрет и была возрождена на театральной сцене только в конце ХХ века.

Творчество Корнгольда формировалось под влиянием музыки М. Регера и Р. Штрауса. В это время он также занимается доработкой и оркестровкой классических оперетт (в том числе Иоганна Штрауса), преподаёт в Венской академии музыки теорию музыки и дирижирование.

В 1934 году Корнгольд получает приглашение от Макса Рейнхардта в Голливуд для работы над фильмом "Сон в летнюю ночь". Не имея возможности вернуться в Австрию из-за аншлюса, он остаётся в США и в течение ряда лет активно работает над киномузыкой.

После войны Корнгольд возвращается к традиционным жанрам музыки, пишет концерты для скрипки и виолончели, Симфоническую серенаду для струнных и Симфонию фа-диез мажор. Однако, романтический стиль его сочинений не вписался в картину стремительно развивающейся европейской музыки послевоенной поры, и к концу жизни Корнгольд был совершенно забыт. Лишь к концу XX века началось возрождение музыки композитора, многие его сочинения были исполнены в концертах и записаны.

В творческом наследии Корнгольда важное место занимает киномузыка. Среди фильмов, над которыми он работал - "Одиссея капитана Блада", "Энтони несчастный" и многие другие. Когда все имущество Корнгольда в Австрии было конфисковано, он работал в США над музыкой к фильму "Приключения Робин Гуда". Композитор признавался: этот заказ спас ему жизнь.

Киномузыка Корнгольда отмечена богатым мелодизмом, лирикой и сложным полифоническим письмом. Композитор трактовал фильм как "оперу без пения" и не возражал против исполнения своей киномузыки в концертах. В 1936 и 1937 ему присуждалась премия "Оскар" за лучшую музыку к фильму.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑