125 лет со дня рождения французского писателя, поэта, драматурга, актёра, художника, теоретика театра Антонена Арто
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

125 лет со дня рождения французского писателя, поэта, драматурга, актёра, художника, теоретика театра Антонена Арто


4 сентября 2021 года исполнится 125 лет со дня рождения французского писателя, поэта, драматурга, актёра театра и кино, художника, киносценариста, режиссёра и теоретика театра Антонена Арто (1896 - 1948). Арто разработал собственную театральную концепцию, называемую "театр жестокости" ("крюотический театр").

Антуан Мари Жозеф Арто родился в Марселе. В возрасте четырёх лет Арто переболел менингитом, следствием чего стало психическое заболевание, от которого он страдал на протяжении всей жизни. Он также страдал от невралгии, заикания и тяжёлых приступов депрессии. Первые литературные опыты Антонена Арто относятся к ранней юности.

Летом 1916 года его призывают в армию, но вскоре комиссуют из-за приступов лунатизма. Проходя лечение в Швейцарии, Арто пристрастился к творчеству Артюра Рембо, Шарля Бодлера и Эдгара Аллана По. В марте 1920 года состояние Арто улучшилось и он отправился в Париж, где планировал заняться литературой.

Принимает участие в авангардных театральных постановках, пишет поэзию и эссе. В 1920-1930-х годах Арто сыграл ряд ролей в кино у таких режиссёров, как Абель Ганс, Фриц Ланг, Георг Вильгельм Пабст, Карл Теодор Дрейер, Марсель Л'Эрбье, Жермен Дюлак, Клод Отан-Лара, Морис Турнёр и других.

Арто написал сценарий к сюрреалистическому фильму Жермен Дюлак "Раковина и священник" (1928). Эта картина оказала большое влияние на испанских сюрреалистов Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля во время работы над фильмом "Андалузский пёс" (1929). Исполняя роль Жана Поля Марата в "Наполеоне" Абеля Ганса (1927), Арто попытался передать запал и внутренний огонь личности Марата. Он также сыграл монаха Массьё в легендарной картине Карла Теодора Дрейера "Страсти Жанны д’Арк" (1928).

В 1926-1928 годах Арто вместе с Роже Витраком принимается за управление "Театром Альфреда Жарри". Он выполнял функции продюсера и режиссёра, ставя произведения Витрака, а также пьесы Клоделя и Стриндберга. В 1931 году в "La Nouvelle Revue française" был опубликован "Первый манифест Театра жестокости". Позднее это произведение Арто появится в качестве главы в знаменитом "Театре и его двойнике".

В 1935 году Арто поставил на сцене адаптацию трагедии английского поэта-романтика Перси Шелли "Ченчи", вдохновлённую реальной историей итальянской семьи Ченчи. После провала спектакля Арто получил грант на поездку в Мексику, где читал лекции о декадансе и его влиянии на Западную цивилизацию. В 1936 году Антонен встретил своего парижского знакомого, мексиканского художника Федерико Канту, ставшего его другом.

В 1937 году Арто вернулся во Францию. Вскоре он отправился в Ирландию, но, так как Арто не владел английским языком, путешествие закончилось неудачно. Поэт был заключён в печально известную Маунтджойскую тюрьму, а позже депортирован как "нищий и нежелательный иностранец".

Самая известная работа Арто "Театр и его двойник" была опубликована в 1938 году. Эта книга содержит два манифеста Театра жестокости.

Возвращение из Ирландии стало началом заключительного этапа в жизни Арто, прошедшим в различных приютах. Когда Франция была оккупирована нацистской Германией, друзья Арто поместили его в психиатрическую клинику в Родезе. Выйдя из больницы в 1946 году, Арто вскоре снова был помещен друзьями в клинику, на этот раз в Иври-сюр-Сен.

Поддерживаемый друзьями, Арто вернулся к творчеству, а в обществе снова возник интерес к его работам. Посещение выставки работ Винсента Ван Гога стало толчком к созданию исследования "Ван Гог, самоубитый обществом". Оно было опубликовано в 1947 году в парижском издательстве "K éditeur" и получило специальный приз критиков.

В конце 1947 года Арто закончил работу над произведением, получившим название "Покончить с Божьим судом". Это была попытка создать синтетическое произведение. В спектакле принимали участие Роже Блен и Мария Казарес. Арто выступил здесь и как автор новой музыки, играя на барабане, гонге, ксилофоне и других инструментах. Текст Арто был разнузданным, антирелигиозным, эпатажным.

"Театр жестокости" Арто стал основой творчества многих крупных режиссёров второй половины XX века, таких как Ежи Гротовский, Алехандро Ходоровски и Питер Брук.

В основе актёрской составляющей системы Арто лежит концепция чувственного атлетизма. На сцене актёр должен реализовать идею жестокости к самому себе, что позволяет создать особую реальность действия. Важнейшими принципами аффективного атлетизма являются дыхание и опорные точки. Оба принципа основываются на Каббале и восточных энергетических практиках.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑