125 лет со дня рождения немецкой актрисы, театрального администратора, профессора искусств Хелены Вайгель
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

125 лет со дня рождения немецкой актрисы, театрального администратора, профессора искусств Хелены Вайгель


12 мая 2025 года исполняется 125 лет со дня рождения немецкой актрисы, театрального администратора, профессора искусств Хелены Вайгель (1900 - 1971).

Родилась 12 мая 1900 года в зажиточной семье; её отец был управляющим в текстильной фирме, матери принадлежал магазин игрушек. Актёрскому мастерству Вайгель обучалась в Вене у актёра Р. Шильдкраута.

В 1919 году была принята в труппу Драматического театра во Франкфурте-на-Майне, где играла, в частности, Марию в "Войцеке" Г. Бюхнера и Пиперкарку в "Крысах" Г. Гауптмана; исполнением главной женской роли в пьесе А. Броннена "Отцеубийство" потрясла самого автора, в то время ближайшего друга Бертольта Брехта.

В 1923 году Хелена Вайгель была принята в труппу берлинского Государственного театра под руководством Л. Йеснера, в 1925 году перешла в Немецкий театр, которым в те годы руководил Макс Рейнхардт. Одновременно выступала на других столичных сценах - "Фольксбюне" и экспериментальной "Юнге бюне".

В 1924 году в процессе работы над спектаклем "Барабаны в ночи" Вайгель познакомилась с автором пьесы - Брехтом. В ноябре того же года у них родился сын Стефан. В 1929 году, после развода Брехта с первой женой, оперной певицей Марианной Цофф, они поженились, и в 1930 году у них родилась дочь Барбара.

В Берлине Вайгель сыграла свои первые роли в пьесах Брехта - "Барабаны в ночи", "Высшая мера", "В джунглях городов", "Человек есть человек". С конца 1920-х годов была актрисой Театра на Шифбауэрдам, где Брехт впервые пытался воплотить в жизнь принципы своего "эпического театра"; здесь Вайгель, в частности, сыграла Пелагею Власову в пьесе Брехта "Мать" (по мотивам романа А. М. Горького).

После прихода нацистов к власти в 1933 году Вайгель вместе Брехтом эмигрировала сначала в Данию, затем в Швецию, в Финляндию и наконец в США. Успешная карьера актрисы без хорошего знания иностранных языков за рубежом была невозможна, Брехт создал специально для жены роль немой Катрин в своей пьесе "Мамаша Кураж и её дети". Однако эту антифашистскую пьесу немецкого драматурга европейские театры к постановке не принимали. В течение 15 лет Вайгель играла преимущественно "жён" и "матерей". В 1938 году на датской сцене она сыграла главную роль в пьесе Брехта "Винтовки Тересы Каррар" вместе с актёрами-любителями из немецких эмигрантов.

В Соединённых Штатах Брехт написал сценарий для антифашистского фильма Фрица Ланга "И палачи умирают"; в нём была предусмотрена и роль для Вайгель. Однако в последнюю минуту Ланг заменил её другой актрисой. Это положило конец всяким отношениям между Брехтом и Лангом, больше они никогда не виделись. В США Вайгель сыграла в 1944 году немую роль в голливудском фильме "Седьмой крест" по знаменитому роману Анны Зегерс.

После возвращения в Европу, в 1948 году, Вайгель сыграла в швейцарском Куре главную роль в брехтовской постановке "Антигоны" Софокла. В октябре того же года Брехт и Вайгель приехали в Берлин, в его восточный сектор, где получили наконец возможность создать свой театр - "Берлинер ансамбль", открывшийся в январе 1949 года спектаклем "Мамаша Кураж и её дети", заглавную роль в котором играла Вайгель. С момента основания и до своей смерти, в 1971 году, Вайгель официально, в качестве интенданта, возглавляла театр, уже в 1950-х годах получивший мировое признание - начиная с Всемирного театрального фестиваля в Париже в 1954 году, где "Мамаша Кураж" была удостоена первой премии.

В 1950 году Хелена Вайгель стала одним из основателей Академии искусств ГДР. Став членом СЕПГ, она в 1954 году баллотировалась на выборах в Берлинский совет. Трижды актриса награждалась Национальной премией ГДР. В 1960 году Вайгель получила звание профессора искусств, в 1965 году была награждена золотым орденом "За заслуги перед Отечеством".

Зрители Москвы и Ленинграда видели "Мамашу Кураж" во время гастролей "Берлинер ансамбля" в 1957 году и были поражены зрелым мастерством и своеобразием актерской индивидуальности Елены Вайгель.

Многие женские образы в пьесах Бертольта Брехта были созданы под влиянием Вайгель, актрисы с мощным внутренним темпераментом, при внешней сдержанности игры, особенно успешно выступавшей в острохарактерных ролях. Среди лучших ролей актрисы - Пелагея Власова, Тереса Каррар, Еврейская женщина в пьесе "Страх и отчаяние в Третьей империи", Нателла Абашвили в "Кавказском меловом круге" Брехта. Вершиной творчества Хелены Вайгель считается Анна Фирлинг - мамаша Кураж в знаменитой пьесе Брехта.

Она умерла 6 мая 1971 года, примерно через месяц после того, как сломала ребра на сцене в Париже, когда она играла Пелагею Власову в спектакле "Мать" в последний раз.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑