Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

125 лет со дня рождения прозаика, сценариста, драматурга, журналиста и поэта Евгения Шварца


21 октября 2021 года исполняется 125 лет со дня рождения прозаика, сценариста, драматурга, журналиста и поэта Евгения Львовича Шварца (1896 - 1958).

После окончания Майкопского реального училища (1913) Евгений Шварц учился сперва в Народном университете имени Шанявского в Москве, затем на юридическом факультете Московского университета. В 1916 году он был призван в армию, служил в Царицыне, направлен в юнкерское училище в Москву, произведен в прапорщики.

Как детский писатель Шварц дебютировал в 1924 году "Рассказом старой балалайки", опубликованным в журнале "Воробей". В следующем году рассказ вышел отдельной книжкой. За ней последовали другие ("Война Петрушки и Стёпки-растрёпки", "Лагерь", "Шарики" и другие).

С 1927 года Шварц работал в Детском секторе Госиздата. С начала 1930-х годов он занимался исключительно литературной работой.

В 1929 году в Театре Юного Зрителя была поставлена первая пьеса Шварца - "Ундервуд". Уже в ней традиционные сказочные ситуации и образы вторгаются в повседневную советскую реальность. В дальнейшем этот прием становится сквозным для писателя - как в детских пьесах и рассказах, так и в произведениях для взрослых.

Во "взрослых" пьесах "Голый король" (1933), "Тень" (1940), "Дракон" (1943), "Обыкновенное чудо" (1950) сюжетные ходы, заимствованные из сказок (главным образом, Андерсена) парадоксально обостряются и трансформируются; используются приемы, близкие к театру абсурда. Не случайно постановщик пьес Шварца, Н. П. Акимов, сравнивал его с Э. Ионеско. "Голый король" не был поставлен при жизни автора, "Тень" шла в Ленинградском Театре Комедии лишь один сезон, "Дракон" был запрещен после первого спектакля.

Лишь в 1956 году "взрослые" пьесы Шварца были изданы, в том же году в Театре-Студии киноактера и Театре Комедии увидело сцену "Обыкновенное чудо". Начиная с 1960-х эти пьесы Шварца стали широко ставиться и экранизироваться.

Судьба произведений Шварца, написанных для детей, складывалась гораздо благоприятнее. Его детские пьесы-сказки ("Принцесса и свинопас" (1934), "Красная шапочка" (1936), "Снежная королева" (1939), "Брат и сестра" (1940), "Два клена" (1953) и другие) регулярно ставились в Театре юного зрителя и других театрах СССР. Некоторые пьесы написаны для театра кукол.

К пьесам примыкают сказочные новеллы для детей - "Сказка о потерянном времени" (1940), "Два брата" (1943) и другие. Во многих произведениях Шварца присутствует мотив угрожающей трансформации мира, утраты идентичности: дети становятся стариками ("Сказка о потерянном времени"), живые существа превращаются в ледяные фигуры ("Два брата") или деревья ("Два клена").

Шварцу принадлежит большое количество киносценариев. Среди них можно назвать сценарий-инсценировку "Дон-Кихота" для фильма Григория Козинцева (1957), написанный совместно с Николаем Эрдманом в 1947 году сценарий фильма "Каин XVIII" (поставлен в 1963 году), в котором использованы мотивы пьесы "Голый король", и несколько сценариев, написанных в соавторстве с Олейниковым: детские фильмы "Разбудите Леночку" (1934) и "Леночка и виноград" (1936) и взрослый  "На отдыхе" (1936).

Евгений Шварц писал также стихи в обэриутском духе. Еще одно произведение Шварца  дневник в основном мемуарного характера, создававшийся в 1950-1958 годы и частично изданный под названием "Живу беспокойно…" в 1990 (более полное издание  "Превратности судьбы", 2013) и содержащий ценный материал о литературной жизни 1920-30-х годов, в том числе о детской литературе.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑