130 лет со дня рождения французского кинорежиссёра, актёра, продюсера, сценариста Жана Ренуара
15 сентября 2024 года исполнится 130 лет со дня рождения французского кинорежиссёра, актёра, продюсера, сценариста Жана Ренуара (1894 - 1979).
Жан Ренуар родился 15 сентября 1894 года в Париже, в районе Монмартра в семье художника-импрессиониста Огюста Ренуара. Сыновья импрессиониста стали людьми искусства. Старший, Пьер, - актёром; средний, Жан, - кинорежиссёром; младший, Клод, - художником-керамистом.
Ренуар учился в закрытом колледже, где изучал математику, философию, литературу и писал стихи.
Получив степень бакалавра, Жан в 1914 году был зачислен в расквартированный в Венсене драгунский полк и с началом войны в звании младшего лейтенанта попал на фронт. Вскоре его ранили в бедро. Ногу хотели ампутировать, но мадам Ренуар уговорила врачей отказаться от операции. Поправившись, он поступил в авиацию, где, пройдя специальное обучение, стал пилотом-наблюдателем. И снова получил ранение.
Ренуар вернулся в родительский дом, на виллу "Коллетт" в окрестностях Ниццы. Он освоил ремесло керамиста. Изготовленные им вазы выставлялись в музеях.
После смерти отца Жан женился на натурщице Андре Решлинг или просто Дедэ. У них родился сын Ален.
Долгое время мысль о работе в кино не посещала Ренуара, но, посмотрев фильм "Пылающий костер" с Мозжухиным в главной роли, он изменил свое мнение. Да и Дедэ хотела играть в кино, именно для нее Жан Ренуар написал свой первый сценарий. Дедэ взяла псевдоним Катрин Гесслинг.
В 1924 году Ренуар самостоятельно снял картину "Дочь воды". После первого ученического опыта последовала масштабная работа - экранизация романа Эмиля Зодя "Нана" (1926). Он не считался с затратами и даже продал несколько полотен отца. Несомненно, "Нана" была лучшей немой экранизацией Золя. Во Франции фильм получил одобрение зрителей, но в финансовом отношении из-за ошибок прокатчиков провалился.
Финансовая неудача фильма "Нана", который он же частично и финансировал, заставила режиссёра перейти к постановке чисто коммерческих картин, преимущественно костюмных исторических мелодрам. Среди них: "Маркитта" (1927) - романтические похождения принца одного из государств Центральной Европы; "Турнир" (1928) - историческая реконструкция, снятая в Каркассоне; "Колонии" (1929) - фильм, снятый по заказу французского правительства в ознаменование сотой годовщины завоевания Алжира; "Лодырь" (1928-1929), который был комедией в американском стиле.
Однако среди этих фильмов была и творческая удача: в 1928 году ставит "Девочка со спичками" по сказке Андерсена.
Появление звука в кино открыло перед режиссёром совершенно новые возможности. Получив право выбора сценария, Ренуар снял "Суку" (1931) по роману де Ля Фушардьера. В этой картине Ренуар приблизился к тому стилю, который позже будет назван "поэтическим реализмом". Впервые в творчестве режиссёра появляются те "глубокие" кадры, которые станут характерной стилистической приметой всех его работ. Правда, этот фильм явился причиной разрыва Ренуара с Дедэ: в главной роли снялась актриса Жани Марез, у которой был подписан контракт со студией.
Довоенный период ознаменовался ещё тремя значительными картинами: это "Великая иллюзия" (1937), "Человек-зверь" (1938) и "Правила игры" (1939).
В сентябре 1939 года, с началом войны, при мобилизации лейтенанта Ренуара назначили в армейскую кинематографическую службу. Когда Италия объявила Франции войну, Ренуару в последний момент удалось бежать из Рима.
Какое-то время он жил в Крез у Сезанна и в родительском имении, а затем вместе со второй женой бразильянкой Дидо отправился в США. 1 января 1941 года Жан Ренуар высадился в Нью-Йорке.
В годы войны Ренуар снимает в США.
В 1951 году Ренуар снимает картину "Золотая карета", являющуюся вольной экранизацией пьесы "Карета святых даров" Проспера Мериме с Анной Маньяни в главной роли, которую режиссёр назвал драматической фантазией в стиле комедии дель арте. После коммерческой неудачи этого фильма Ренуар в поисках подходящего сюжета и финансирования два года оставался без режиссёрской работы. Им рассматривалось несколько вариантов, среди которых он собирался снимать фильм "Браконьеры", экранизировать повесть "Первая любовь" И. С. Тургенева, также были идеи о создании фильма о Винсенте Ван Гоге, но летом 1954 года Ренуар начал подготовительную работу к съёмкам картины "Французский канкан" по сюжету сценариста Андре-Поля Антуана.
По мнению французского критика Жака Лурселя, три картины Ренуара 50-х годов: "Золотая карета", "Французский канкан" и "Елена и мужчины" вместе составляют некое подобие трилогии, в которой режиссёр отдаёт дань уважения трём видам зрелища: итальянской комедии дель арте, кафешантану и театру марионеток.
С 1960 года Ренуар преподавал режиссуру в университете в Беркли (США).
В своей исповедальной работе "Маленький театр Жана Ренуара", снятой для телевидения в 1969 году после семи лет молчания, режиссер подчеркнул, что именно человек - цель искусства и естественный центр любого произведения.
На оскаровской церемонии в 1975 году награждён почётной премией за совокупное творчество. От имени режиссёра (который был тяжело болен) награду за него получала Ингрид Бергман, которая в своём выступлении отметила, что все фильмы Ренуара отличают присущие ему индивидуальность, поэтичность и тонкий лиризм, главным содержанием его картин является его собственная любовь к людям, как бы ни проявлялась их сущность: от благородства до безумия.
Последние годы Ренуар жил поочередно то во Франции, то в США, где преподавал драматическое искусство в нескольких университетах (в основном - в Калифорнийском). Он был членом Американской академии киноискусств и наук. На склоне лет режиссёр написал мемуары.
Умер Жан Ренуар в 1979 году на 85-м году жизни в своём доме под Голливудом в Беверли-Хиллз.