130 лет со дня рождения французского кинорежиссёра, актёра, продюсера, сценариста Жана Ренуара
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

130 лет со дня рождения французского кинорежиссёра, актёра, продюсера, сценариста Жана Ренуара


15 сентября 2024 года исполнится 130 лет со дня рождения французского кинорежиссёра, актёра, продюсера, сценариста Жана Ренуара (1894 - 1979).

Жан Ренуар родился 15 сентября 1894 года в Париже, в районе Монмартра в семье художника-импрессиониста Огюста Ренуара. Сыновья импрессиониста стали людьми искусства. Старший, Пьер, - актёром; средний, Жан, - кинорежиссёром; младший, Клод, - художником-керамистом.

Ренуар учился в закрытом колледже, где изучал математику, философию, литературу и писал стихи.

Получив степень бакалавра, Жан в 1914 году был зачислен в расквартированный в Венсене драгунский полк и с началом войны в звании младшего лейтенанта попал на фронт. Вскоре его ранили в бедро. Ногу хотели ампутировать, но мадам Ренуар уговорила врачей отказаться от операции. Поправившись, он поступил в авиацию, где, пройдя специальное обучение, стал пилотом-наблюдателем. И снова получил ранение.

Ренуар вернулся в родительский дом, на виллу "Коллетт" в окрестностях Ниццы. Он освоил ремесло керамиста. Изготовленные им вазы выставлялись в музеях.

После смерти отца Жан женился на натурщице Андре Решлинг или просто Дедэ. У них родился сын Ален.

Долгое время мысль о работе в кино не посещала Ренуара, но, посмотрев фильм "Пылающий костер" с Мозжухиным в главной роли, он изменил свое мнение. Да и Дедэ хотела играть в кино, именно для нее Жан Ренуар написал свой первый сценарий. Дедэ взяла псевдоним Катрин Гесслинг.

В 1924 году Ренуар самостоятельно снял картину "Дочь воды". После первого ученического опыта последовала масштабная работа - экранизация романа Эмиля Зодя "Нана" (1926). Он не считался с затратами и даже продал несколько полотен отца. Несомненно, "Нана" была лучшей немой экранизацией Золя. Во Франции фильм получил одобрение зрителей, но в финансовом отношении из-за ошибок прокатчиков провалился.

Финансовая неудача фильма "Нана", который он же частично и финансировал, заставила режиссёра перейти к постановке чисто коммерческих картин, преимущественно костюмных исторических мелодрам. Среди них: "Маркитта" (1927) - романтические похождения принца одного из государств Центральной Европы; "Турнир" (1928) - историческая реконструкция, снятая в Каркассоне; "Колонии" (1929) - фильм, снятый по заказу французского правительства в ознаменование сотой годовщины завоевания Алжира; "Лодырь" (1928-1929), который был комедией в американском стиле.

Однако среди этих фильмов была и творческая удача: в 1928 году ставит "Девочка со спичками" по сказке Андерсена.

Появление звука в кино открыло перед режиссёром совершенно новые возможности. Получив право выбора сценария, Ренуар снял "Суку" (1931) по роману де Ля Фушардьера. В этой картине Ренуар приблизился к тому стилю, который позже будет назван "поэтическим реализмом". Впервые в творчестве режиссёра появляются те "глубокие" кадры, которые станут характерной стилистической приметой всех его работ. Правда, этот фильм явился причиной разрыва Ренуара с Дедэ: в главной роли снялась актриса Жани Марез, у которой был подписан контракт со студией.

Довоенный период ознаменовался ещё тремя значительными картинами: это "Великая иллюзия" (1937), "Человек-зверь" (1938) и "Правила игры" (1939).

В сентябре 1939 года, с началом войны, при мобилизации лейтенанта Ренуара назначили в армейскую кинематографическую службу. Когда Италия объявила Франции войну, Ренуару в последний момент удалось бежать из Рима.

Какое-то время он жил в Крез у Сезанна и в родительском имении, а затем вместе со второй женой бразильянкой Дидо отправился в США. 1 января 1941 года Жан Ренуар высадился в Нью-Йорке.

В годы войны Ренуар снимает в США.

В 1951 году Ренуар снимает картину "Золотая карета", являющуюся вольной экранизацией пьесы "Карета святых даров" Проспера Мериме с Анной Маньяни в главной роли, которую режиссёр назвал драматической фантазией в стиле комедии дель арте. После коммерческой неудачи этого фильма Ренуар в поисках подходящего сюжета и финансирования два года оставался без режиссёрской работы. Им рассматривалось несколько вариантов, среди которых он собирался снимать фильм "Браконьеры", экранизировать повесть "Первая любовь" И. С. Тургенева, также были идеи о создании фильма о Винсенте Ван Гоге, но летом 1954 года Ренуар начал подготовительную работу к съёмкам картины "Французский канкан" по сюжету сценариста Андре-Поля Антуана.

По мнению французского критика Жака Лурселя, три картины Ренуара 50-х годов: "Золотая карета", "Французский канкан" и "Елена и мужчины" вместе составляют некое подобие трилогии, в которой режиссёр отдаёт дань уважения трём видам зрелища: итальянской комедии дель арте, кафешантану и театру марионеток.

С 1960 года Ренуар преподавал режиссуру в университете в Беркли (США).

В своей исповедальной работе "Маленький театр Жана Ренуара", снятой для телевидения в 1969 году после семи лет молчания, режиссер подчеркнул, что именно человек - цель искусства и естественный центр любого произведения.

На оскаровской церемонии в 1975 году награждён почётной премией за совокупное творчество. От имени режиссёра (который был тяжело болен) награду за него получала Ингрид Бергман, которая в своём выступлении отметила, что все фильмы Ренуара отличают присущие ему индивидуальность, поэтичность и тонкий лиризм, главным содержанием его картин является его собственная любовь к людям, как бы ни проявлялась их сущность: от благородства до безумия.

Последние годы Ренуар жил поочередно то во Франции, то в США, где преподавал драматическое искусство в нескольких университетах (в основном - в Калифорнийском). Он был членом Американской академии киноискусств и наук. На склоне лет режиссёр написал мемуары.

Умер Жан Ренуар в 1979 году на 85-м году жизни в своём доме под Голливудом в Беверли-Хиллз.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑