130 лет со дня рождения русского поэта, переводчика Вадима Шершеневича
5 февраля 2023 года исполнится 130 лет со дня рождения русского поэта, переводчика, драматурга, режиссёра, критика, одного из основателей и главных теоретиков имажинизма Вадима Габриэлевича Шершеневича (1893 - 1942).
Родился в семье профессора Габриэля Феликсовича Шершеневича, известного юриста и впоследствии депутата I Государственной Думы, и оперной певицы Евгении Львовны Мандельштам (по сцене Львовой), сестры адвоката М. Л. Мандельштама. Родители расстались без оформления развода, когда сыну было семь лет, и он в дальнейшем жил с матерью.
С 1907 года жил в Москве, учился в частной гимназии, основанной Л. И. Поливановым, в Московском университете - сперва на математическом, потом на историко-филологическом факультетах, некоторое время стажировался в Мюнхенском университете.
Писать стихи начал в гимназические годы, пробуя разные манеры. В первых поэтических сборниках ("Весенние проталинки" (1911), "Carmina" (1913)) ощущается сильнейшее влияние мэтров символизма - Бальмонта, Брюсова, Блока. Последующие - "Романтическая пудра", "Экстравагантные флаконы" (оба - 1913) ненадолго сближают Шершеневича с эгофутуристами. В 1913 году вместе с Львом Заком организовал футуристическую группу "Мезонин поэзии". Часто печатался под различными псевдонимами (в основном как критик: В. Гальский, Георгий Гаер, Венич и др.).
В середине 1910-х годов участвовал в литературных диспутах, опубликовал теоретическую работу "Футуризм без маски" (1913), переводил литературные манифесты теоретика итальянского футуризма Ф. Маринетти. Претендовал на роль теоретика русского футуризма с ориентацией на Запад, что стимулировалось приятельскими отношениями Шершеневича с Брюсовым.
Редактировал "Первый журнал русских футуристов" (1914), что вызвало нарекания как коллег по изданию, так и оппонентов. Во время Первой мировой войны был на фронте в качестве вольноопределяющегося. В этот период Шершеневич обретает свою манеру, в значительной части сохранившуюся и в имажинистский период; она представлена сборником "Автомобилья поступь" и драмой "Быстрь" (оба 1916), в том же году вышел сборник статей об искусстве "Зелёная улица".
В 1918 году Шершеневич публикует одно из самых значительных своих произведений - любовную поэму "Крематорий", являющуюся своего рода ответом на "Облако в штанах" Маяковского (переиздана в следующем году с подзаголовком "Поэма имажиниста").
В 1919 году - один из главных основателей группы имажинистов (С. Есенин, А. Мариенгоф, А. Кусиков). Термин (в форме "имажионизм") и интерес к "слову-образу" появляется уже в футуристических работах Шершеневича 1910-х годов; связь его с англо-американским имажизмом сомнительна.
В начале 1920-х издаёт книгу стихов "Лошадь как лошадь" (наиболее известная его книга), сборник поэм "Кооперативы веселья", трагедию "Вечный жид", комедию "Одна сплошная нелепость", участвует в коллективных изданиях "Коробейники счастья", "Золотой кипяток" и "Мы Чем Каемся" (конфискована из-за провокационного названия, напоминающего о московской ЧК), сборниках "Имажинисты" и журнале "Гостиница для путешествующих в прекрасном". Читает стихи с эстрады, пользуясь громадной популярностью среди московской публики; продолжается начавшееся ещё до революции соперничество Шершеневича с Маяковским. Был председателем московского отделения Всероссийского союза поэтов (1919).
Для творчества Шершеневича характерно нагнетание городских метафор, тематика трагической чувственной любви, эпатаж, основанный, как и у ранних футуристов, на эстетизации безобразного и богоборческих мотивах, бурлескные образы (интерес к клоунаде, "гаерству" устойчив для его биографии), сознательно экспериментальная "брюсовская" разработка приёмов (подчёркнутая названиями стихотворений из книги "Лошадь как лошадь" вроде "Принцип звука минус образ" или "Параллелизм тем"), принципиально декларируемый аполитизм искусства (в 1919 арестовывался за контакты с партией анархистов). С формальной точки зрения поэзии Вадима Шершеневича присущ акцентный стих (который он разрабатывал параллельно с Маяковским) и тактовик, позже диссонансная рифма. Автор теоретической работы об имажинизме "2х2=5" (1920) и сборника эссе о творчестве товарищей по группе "Кому я жму руку" (1921).
Последняя книга оригинальных стихов - сборник "Итак, итог" (1926), последовательно построенная на рифмах-диссонансах. В том же году написал антиутопическую пьесу "Мещантика" (не опубликована при жизни).
Значительная часть работы Шершеневича связана с кино и театром; работал как драматург, режиссёр, критик, сценарист, переводчик. Автор выдержавшей два издания книги "Игорь Ильинский". В 1920-1930-е переводил на русский язык пьесы У. Шекспира, П. Корнеля, В. Сарду, немецкую (Рильке, Лилиенкрон) и французскую (включая полный перевод "Цветов зла" Бодлера) поэзию, либретто популярных оперетт, работал над книгой мемуаров "Великолепный очевидец" (издана она при жизни автора не была). Представляющие большой интерес оригинальные произведения Шершеневича 1930-х годов также опубликованы только в 1990-е. "Цветы зла" в переводе Шершеневича изданы впервые в 2007 году.
Осенью 1941 года эвакуировался на Алтай. Участвовал в литературных концертах на оборонных заводах и в военных госпиталях Барнаула, писал тексты для агитационных плакатов. Скончался после тяжёлой скоротечной болезни (двустороннего туберкулёза лёгких).
В фондах Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая имеются материалы о барнаульском периоде жизни поэта.