135 лет со дня рождения писателя, литературного критика, сценариста, стиховеда Осипа Брика
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

135 лет со дня рождения писателя, литературного критика, сценариста, стиховеда Осипа Брика


28 января 2023 года исполнится 135 лет со дня рождения писателя, литературного критика, сценариста, стиховеда, адвоката, одного из теоретиков русского авангарда Осипа Максимовича (Мееровича) Брика (1888 - 1945).

Родился 28 января 1888 года в еврейской семье - купца первой гильдии Макса (Меера-Гозиаса) Павловича Брика и Полины Юрьевны Сигаловой. Он должен был унаследовать дело отца - магазин драгоценных камней "Павел Брик. Вдова и Сын", но с детства начал тяготеть в сторону адвокатуры и литературы. В школьные годы Осип с товарищами написал роман "Король борцов".

В 1910 году окончил юридический факультет Московского университета и с 1911 года был помощником присяжного поверенного. В 1912 году женился на Лиле Юрьевне Каган.

В 1915 году состоялось знакомство Бриков с В. В. Маяковским. Издал поэмы Маяковского "Облако в штанах" и "Флейта-позвоночник". Будущий литературный критик Осип Брик в 1915 году оплатил литературно-художественный сборник футуристов "Взял".

С 1916 года Осип Брик занимался филологией и журналистикой. Один из организаторов ОПОЯЗ (Общество изучения поэтического языка). Участник художественных объединений левого искусства (комфуты, МАФ, ЛЕФ, РЕФ).

Он написал блестящую работу "Звуковые повторы" (1917) о звукописи и рифме, которая сохраняет свою актуальность по сей день. И создал Общество по изучению поэтического языка, внесшее значительный вклад в развитие не только отечественной, но и мировой лингвистики.

Брик водил тесную дружбу с Александром Родченко - ярким представителем конструктивизма, именитым фотографом СССР. Именно ему доверили запечатлеть строительство Беломорско-Балтийского канала. Писатель, его супруга и Владимир Маяковский неоднократно появлялись в его кадре.

Вместе с В. Маяковским, Н. Пуниным и Э. Шталбергом входит в редакционный совет газеты "Искусство коммуны" (октябрь 1918 года).

С 1918 года Брики и Маяковский жили одной семьёй.

В молодости теоретика русского авангарда дразнили агентом НКВД. Однажды на его двери даже возникло четверостишие, авторство которого приписывают Сергею Есенину:

"Вы думаете, здесь живет Брик,
исследователь языка?
Здесь живет шпик
и следователь ЧК".

Литератор действительно был уполномоченным секретного отдела НКВД с июня 1920 года по январь 1924-го. В его обязанность входило наблюдение за творческим обществом.

Теоретик и идеолог ЛЕФа ("Левый фронт искусств"), создатель теорий социального заказа, производственного искусства, литературы факта.

Повесть "Не попутчица" (1923) вызвала бурные дискуссии. Автор острых полемических статей "Против творческой личности", "Почему понравился "Цемент".

Был единственным критиком, отрицательно отозвавшимся о романе Александра Фадеева "Разгром", выступив со статьёй "Разгром Фадеева".

Брик утверждал, что надо "давать не людей, а дело. Формула М. Горького "Человек - это звучит гордо" для нас совершенно не годна. Человек - это может звучать подло, гадко, в зависимости от того, какое дело он делает".

В 1926 году написал в соавторстве с В. Маяковским пьесу "Радио-октябрь". Также в соавторстве с Маяковским написал ряд литературных манифестов.

В конце 1920-х годов пришёл работать в кинематограф, возглавил сценарный отдел киностудии "Межрабпом-Русь" (позднее - "Межрабпомфильм").

В 1927 году исполнил эпизодическую роль в одном из фильмов этой киностудии - "Дон Диего и Пелагея" (сыграл докладчика, рассказывающего о вреде бюрократизма). Одна из самых заметных сценарных работ - фильм "Потомок Чингисхана" (1929), гремевший в СССР.

В 1929 году по заказу известного театрального режиссёра В. Э. Мейерхольда пишет сценарий фильма "Евгений Базаров" по роману "Отцы и дети". Замысел не удался, и режиссёр отказался от постановки. Получившийся сценарий стал пьесой, которая до сих пор с успехом демонстрируется в театрах Москвы.

С 1929 по 1940 год писатель работал над сценариями таких картин, как "Два-Бульди-два" (1929), "Опиум" (1930), "Кем быть?" (1931), драмы "Дохунда" (1936), "Случай в вулкане" (1940).

В апреле 1930 года умер Владимир Маяковский, и Осипа Максимовича словно отвернуло от литературы. Он сосредоточился на музыке. Написал либретто для опер "Караминский мужик", "Именины", "Иван Грозный". Увы, эти музыкальные произведения так и не услышали современники: каждую из опер забраковал Иосиф Сталин.

Осип Брик пишет статьи о Маяковском, воспоминания "О Хлебникове", рецензии, ведёт литкружок. Произведения Брика до середины 1990-х годов не переиздавались.

В годы Великой Отечественной войны - один из художественных руководителей и авторов текстов в редакции военно-патриотических плакатов "Окна ТАСС".

Биография литератора завершилась 22 февраля 1945 года. Он пришел домой и нажал на звонок, а когда дверь открылась, мужчина лежал без чувств. Причиной смерти стал сердечный приступ. Трагедия спровоцировала, пожалуй, самое скандальное выражение Лили Брик: "Когда застрелился Маяковский - умер Маяковский, когда умер Брик - умерла я".

Осип Максимович Брик является одним из ведущих теоретиков авангарда, талантливым деятелем советской культуры и исследователем русского стиха. Часто его вспоминают с именами Маяковского и Лили Брик, но именно благодаря его стараниям эти люди приобрели широкую известность.

Брик принимал участие в формировании объединений, чья деятельность способствовала продвижению нового жанра в литературе - документального очерка. Он также работал над популяризацией визуальных жанров: фотографии и кинохроники. Историки выделяют его вклад в развитие советского театра и оперы.

Писатель прожил недолгую, но яркую жизнь. Его идеи и рассуждения оказали огромное влияние на жизнь литературного сообщества первой половины XX века.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑