135 лет со дня рождения поэта, художника, графика, скульптора Жана Арпа
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

135 лет со дня рождения поэта, художника, графика, скульптора Жана Арпа


16 сентября 2021 года исполняется 135 лет со дня рождения немецкого и французского поэта, художника, графика, скульптора, сценариста Жана Арпа (1886 - 1966).

Родился 16 сентября 1886 года в Страсбурге. Учился в Страсбургской школе искусств и ремесел, в 1908 году - в Академии Жюлиана в Париже. В течение всей жизни Арп использовал два имени - Жан и Ханс (второе - его настоящее имя, поскольку в 1886 году Эльзас принадлежал Германии).

В 1912 году познакомился в Мюнхене с Василием Кандинским, работал над альманахом экспрессионистов "Синий всадник". Начал публиковаться как поэт. В 1914 году в Кёльне познакомился с Максом Эрнстом, в том же году встретился в Париже с Аполлинером, Пикассо, Модильяни, Соней и Робером Делоне.

В 1915 году в Цюрихе стал одним из зачинателей дадаизма. Иллюстрировал книги сотоварищей - Тристана Тцара, Бенджамена Пере, Рихарда Хюльзенбека. В 1917 году начал заниматься скульптурой. В 1920 году познакомился в Берлине с Лазарем Лисицким и Куртом Швиттерсом.

Ранние стихи Арпа, которые вошли в сборник "Птица сам третий" (Der Vogel selbdritt, 1920), несут на себе следы увлечения экспрессионизмом.

В 1924 году переезжает в Париж, знакомится с Питом Мондрианом. Вошёл в круг сюрреалистов, был близок к абстракционизму. Написал сценарий фильма Ханса Рихтера "День как день" (1929). Абстрактный взгляд на повседневную жизнь Лондона. В одной из ролей снялся Сергей Эйзенштейн.

В 1930 году Арп создал первые трехмерные скульптуры из дерева и вскоре начал работать в гипсе, бронзе и камне. Он также создавал рельефы, вырезанные из дерева, а также использовал смешанную технику. Его работы стали уникальным явлением художественной жизни того времени. Арп играл с формами и смыслами: его неодушевлённые объекты приобретали антропоморфные черты и, наоборот, людские фигуры напоминают вещи.

Стиль Жана Арпа - использование мягких, понятных и элементарных, позаимствованных у природы форм, к примеру, облаков, листьев, человеческих тел.

В 1940-е годы художник стал работать с текстом как с объектом, где первично само звуковое слово, тем самым Арп хотел уйти от инструментализации языка.

В 1954 году Арп получил на Биеннале в Венеции Большую премию по скульптуре, в 1959 году - Орден Почётного легиона. В 1961 году стал кавалером Ордена литературы и искусства. В 1963 году Арпу присуждена Большая национальная художественная премия Франции, в 1964 году - Большая художественная премия земли Северный Рейн - Вестфалия и Премия Карнеги, в 1965 году - Золотая медаль Министерства культуры Италии, Премия Гёте Гамбургского университета.

Самая крупная коллекция произведений Арпа находится в Музее нового и современного искусства в Страсбурге, площадь перед которым носит имя художника.

Человек из костей
без плоти и крови
ходит как и следует
складываясь и раскладываясь.
Человек из плоти и крови
но без костей
висит как костюм
на спинке стула.
Человек из крови
но без костей и плоти
живёт в огромной бутылке
и позволяет
если есть настроение
на какое-то время
разливать себя по стаканам.
Перевод В. Куприянова

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑