140 лет со дня рождения кинорежиссёра, создателя первых в мире коммерческих мультфильмов Владислава Старевича
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

140 лет со дня рождения кинорежиссёра, создателя первых в мире коммерческих мультфильмов Владислава Старевича


8 августа 2022 года исполняется 140 лет со дня рождения русского и французского кинорежиссёра, создателя первых в мире коммерческих мультфильмов Владислава Александровича Старевича (1882 - 1965).

"Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий" Уолт Дисней.

Родился 8 августа 1882 года в Москве в семье литовских поляков. Рано потерял мать, с 1901 года воспитывался у её родителей в Ковне. С детства отличался независимостью, за что был даже исключен из гимназии. В 1889 году был отдан на воспитание тёте. Активно участвовал в художественной самодеятельности, любил исполнять комические роли.

С пятого-шестого класса у него было два серьёзных увлечения: фотография и энтомология. Старевич собирал насекомых и засушивал их для коллекции. Кроме того, он сам делал макеты насекомых - настолько точно, что их нельзя было отличить от настоящих насекомых.

По окончании десятого класса Владислав пошёл работать смотрителем в местный краеведческий музей. При поступлении на работу он подарил представителям музея два альбома с собственными фотографиями города Ковно. Директор музея, оценив таланты молодого человека, предложил ему снять с помощью имевшейся у музея кинокамеры несколько фильмов.

Первый фильм, который Старевич продемонстрировал работникам музея, назывался "Над Неманом". Все были поражены техническим уровнем выполненной работы. За этим последовали несколько попыток сделать образовательные фильмы на тему энтомологии. Кроме того, Старевич занимался изданием неподцензурного любительского сатирического журнала "Оса", публикуя карикатуры в местной газете "Ковенское зеркало"; несколько лет подряд брал призы на местных новогодних праздниках за лучшие карнавальные костюмы.

В 1909 году Старевич снял два фильма из жизни насекомых: "Жизнь стрекоз" и "Жуки-скарабеи". Посмотрев эти фильмы, директор музея предложил Старевичу съездить в Москву, чтобы попытаться найти лучшее применение его талантам.

В Москве Старевич познакомился с кинопромышленником Александром Ханжонковым, которому поведал, что хочет заниматься съёмкой видовых фильмов. Ханжонков подарил ему подержанную кинокамеру и несколько рулонов плёнки с единственным условием, что Старевич будет передавать ему права на все снятые фильмы. Он снял Старевичу квартиру и попросил приносить весь отснятый материал лично к нему, дав пять месяцев на съёмку первого фильма. Через десять недель Старевич принёс ему уже три отснятых фильма. После этого Старевичу выделили отдельное помещение для работы, предоставили более серьёзную аппаратуру и полную творческую свободу.

В 1910 году Старевич решил снять документальный фильм о жуках-оленях, в частности битву двух самцов-рогачей за самку. Однако выяснилось, что при необходимом для съёмки освещении самцы становятся пассивными. Тогда Старевич придумал сделать из панцирей рогачей муляжи и снять нужную ему сцену покадрово. Снятый им таким образом фильм "Lucanus Cervus" стал одним из первых в мире кукольных мультипликационных фильмов.

В той же технике Старевич снял вышедший в прокат в 1912 году короткометражный фильм "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами", в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у отечественных и зарубежных зрителей. Покадровая техника кукольной мультипликации была тогда совершенно неизвестна, поэтому во многих отзывах сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно было добиться дрессировкой насекомых.

Вскоре после "Люканиды" на экраны вышли схожие по технике короткометражные мультипликационные фильмы "Месть кинематографического оператора" (1912), "Стрекоза и муравей" (1913), "Рождество у обитателей леса" (1913), "Весёлые сценки из жизни животных" (1913), которые вошли в золотой фонд мирового кинематографа.

Параллельно с мультипликацией Старевич начал работу и над постановкой игровых фильмов. Он дебютировал экранизацией повести Гоголя "Страшная месть" (1912, фильм не сохранился), получившей широчайшее международное признание (Золотая медаль на конкурсе фильмов во время Всемирной выставки в Милане), и продолжил тему "Ночью перед Рождеством" (1913) с Иваном Мозжухиным в роли чёрта. В этом фильме впервые в одном кадре совместили актёрскую игру и нарисованный "спецэффект".

В работе у Старевича также находился фантастический фильм "Путешествие на Луну", однако его съёмки были остановлены (сохранилась часть отснятого материала). В этот период Старевич также работал как оператор на фильмах других постановщиков - например, именно им снята комедия Петра Чардынина "Домик в Коломне" (1913).

Во время Первой мировой войны Старевич поставил несколько фильмов по заказу Скобелевского комитета. Самым известным среди них стала мультипликационно-игровая притча "Лилия Бельгии". К этой же группе фильмов относятся игровые постановки "Руслан и Людмила", "Тамань" (не сохранились), "Сашка-наездник", "К народной власти" и "Пан Твардовский".

Весной 1917 года после Февральской революции Ханжонков вместе со всем художественным и техническим персоналом своей студии уехал в Ялту. Старевич отправился вместе с ним и в 1918 году поставил в Крыму фильмы "Калиостро", "Сорочинская ярмарка", "Вий", "Майская ночь" и другие (в подавляющем большинстве утрачены). Тогда же он снял свой последний игровой фильм "Звезда моря", экранизацию романа Уильяма Джона Локка "Стелла Марис", который сам Старевич считал своей лучшей работой в кино. Это была единственная картина, которую Ханжонков взял с собой, покидая Россию.

В 1919 году Старевич с семьёй эмигрировал в Италию, затем во Францию. Во Франции к нему обратился представитель фирмы "Меркурий" и предложил работу с жалованием не меньше, чем он получал в России. Старевич принял предложение и начал снимать и продюсировать в Фонтене-су-Буа (Париж) мультипликационные фильмы.

Одной из первых его заграничных работ стала экранизация басни Лафонтена "Как лягушки выпросили себе короля" (Les grenouilles qui demandent un roi, 1923), удостоенная одной из высших кинематографических наград эпохи - золотой медали Розенфельда. В дальнейшем Старевич выпустил такие замечательные короткометражки, как "Песнь соловья" (La voix du rossignol, 1923), "Любовь в белом и чёрном" (Amour noir et blanc, 1923), "Крыса сельская и крыса городская" (Le rat de ville et le rat des champs, 1927), "Маленький парад" (La petite parade, 1928). Характерной чертой фильмов Старевича и его особой гордостью была богатая реалистичная мимика созданных им кукольных персонажей. Пластика и достоверность его мультипликации позволяла ему также совмещать в пространстве фильма живых и кукольных персонажей.

Главным достижением Старевича стал первый в мировом кино полнометражный кукольный мультипликационный фильм "Рейнеке-Лис" (Le roman de Renard, 1930). Фильм начал сниматься в 1926 году как немой и был полностью снят к 1930 году, когда выпускать его в прокат в прежнем виде (без звука) уже стало практически невозможно. Фильм был озвучен спустя восемь лет на немецком языке по заказу Третьего Рейха, правительство которого было заинтересовано в появлении своеобразной экранизации "народной поэмы" Гёте. В 1941 году фильм был также выпущен на французском языке. "Рейнеке-Лис" принес Старевичу восемь международных премий, в том числе вторую медаль Розенфельда. То, что фильм доделывался фактически на деньги гитлеровского правительства, в дальнейшем значительно повлияло на его прокатную судьбу - в большинстве стран он до сих пор не выпущен.

На протяжении 1930-1950-х годов Старевич продолжил ставить мультипликационные фильмы. Самой знаменитой и часто упоминаемой работой позднего периода его творчества можно считать фильм "Щенок-талисман" (Fétiche mascotte, 1934).

Война фактически никак не коснулась Старевича. После 1945 года он хотел вернуться в Париж, но затем решил, что Париж для него город слишком суетный и перебрался в местечко Фонтен-Де-Буа. Вся семья помогала в его работе. Жена Антония шила костюмы для кукол, старшая дочь Ирина работала сценаристом, кукловодом и мультипликатором, младшая Янина играла главные роли в фильмах отца. Чтобы делать такие фильмы, другим требовались годы и усилия целого коллектива опытных кукловодов. Старевичи справлялись вчетвером.

Его популярность в 1950-х пошла на убыль, предложения на постановку фильмов приходить перестали и знаменитый режиссёр зарабатывал постановкой рекламных роликов, а в самые трудные времена, когда старшая дочь начала терять зрение, продавал сделанных им кукол.

Владислав Старевич скончался в Париже 26 февраля 1965 года. При жизни у него не было конкурентов, но не было и последователей. После него не осталось ни учеников, ни его удивительной коллекции кукол.

Старевич так никому и не захотел открыть своих секретов, и до сих пор неизвестно, из чего именно он делал кукол: это был очень пластичный материал, и лица у персонажей были удивительно подвижными и выразительными.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑