140 лет со дня рождения немецкого актёра Вернера Клауса
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

140 лет со дня рождения немецкого актёра Вернера Клауса


23 июня 2024 года - 140 лет со дня рождения немецкого актёра Вернера Клауса (1884-1959).

Полное имя - Вернер Йоханнес Краус. Родился 23 июня 1884 в Гестунгсхаузене под Кобургом в семье почтового чиновника Пауля Крауса и его жены Каролины Вуст. В 1891 году его отца перевели в Лейпциг, а затем уволили и определили в психиатрическую лечебницу. В 1893 году Краус переехал вместе с матерью в Бреслау. С 1898 году по желанию семьи он учился на подготовительном отделении евангелического учительского института в Бреслау. С 1901 года посещал учительский семинар в Кройцберге. В 1902 году его отчислили из института из-за выступлений статистом на сцене театра в Бреслау; Краус решил стать актёром и выступал в бродячих труппах и провинциальных театрах.

В 1913 году он переехал в Берлин и поступил в труппу театра Макса Рейнхардта. В 1915 году был призван в армию и после трёхмесячной службы кадетом в Киле уволен.

В 1916 году Краус начал регулярно играть в кино, так как у Рейнхардта он выступал лишь в небольших ролях. После дебюта в фильме "Сказки Гоффмана" Рихарда Освальда, с которым он часто работал, это были прежде всего детективы, мелодрамы и так называемые "просветительские фильмы".

Взлет его карьеры в театре и кино начался после Первой мировой войны. В фильме "Кабинет доктора Калигари" (1919) Краусу в паре с Конрадом Фейдтом в роли сомнамбулы Чезаре удалось подогнать свой исполнительский стиль под экспрессионистские декорации и тем самым сохранить баланс между реальностью и воображением. Жан Ренуар, у которого Вернер Краус сыграл графа Мюффа в фильме "Нана" (1926) по одноимённому роману Эмиля Золя, в своих мемуарах писал, что тот заставил его понять значение актёров.

С ноября 1923 по июнь 1924 года Краус был в Нью-Йорке, где он участвовал в постановке пантомимы "Чудо" Макса Рейнхардта по Карлу Фолльмёлеру. По возвращении он работал в Государственном театре (1924-1926, 1931-1933), в Немецком театре (1926-1931) и в Бургтеатре в Вене (1928-1929).

В начале 1930-х годов в Немецком театре Краус исполнил свои самые успешные и популярные роли - Вильгельма Фогта в "Капитане из Кёпеника" и Маттиаса Клаузена в "Перед заходом солнца".

С января 1933 года по истечении контракта в Государственном театре он снова работал в Бургтеатре в Вене. Одной из его первых ролей был Наполеон в спектакле "Сто дней" по пьесе Бенито Муссолини и Джоваккино Форцано. В результате его принял "дуче". Встречи с министром пропаганды Йозефом Геббельсом, который назначил его заместителем президента имперской театральной палаты (1933-1935), и Гитлером подчеркнули роль Крауса в качестве важного деятеля культуры Третьего рейха. В сентябре-октябре 1933 года со спектаклем "Перед заходом солнца" (на английском языке) он выступал с гастролями в Лондоне.

С 1934 года Краус, помимо работы в Вене, снова выступал на сцене Государственного театра в Берлине. В 1935 году он отправился на длительные гастроли в Латинскую Америку. Летом 1937 года на фестивале в Зальцбурге в последний раз работал с Максом Рейнхардтом: в его постановке "Фауста" Краус сыграл Мефисто.

В звуковом кино Краус появлялся редко, при этом в основном участвовал в "особо ценных в государственно-политическом отношении" фильмах, таких как "Роберт Кох, победитель смерти" (1939), "Отставка" (1942), "Парацельс" (1943), в советском прокате - "Чудесный исцелитель".

В антисемитском фильме "Еврей Зюсс" (1940) Краус исполнил пять разных ролей евреев, чтобы, по словам режиссёра Файта Харлана, показать, "что все эти различные темпераменты и характеры (…) в конечном итоге имеют одни корни".

Конец Второй мировой войны застал Крауса в своём доме на Мондзее в Зальцкаммергуте. В августе 1946 года его выслали из Австрии, и он поселился в Штутгарте. В мае 1948 года в ходе разбирательства по третьему гражданскому иску его отнесли к группе лиц, "запятнанных в незначительной степени" и приговорили к оплате судебных издержек в размере 5000 марок - помимо участия в фильме "Еврей Зюсс" его обвиняли в том, что в 1943 году в спектакле Бургтеатра "Венецианский купец" он изобразил Шейлока в качестве "антисемитской карикатуры".

Краус вернулся в Вену, получил австрийское гражданство и работал в Бургтеатре.

23 октября 1958 года во время спектакля "Король Лир" он упал на сцене в обморок; скончался после продолжительной болезни 20 октября 1959 года в Вене.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑