145 лет со дня рождения писателя, художника, графика, каллиграфа Алексея Ремизова
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

145 лет со дня рождения писателя, художника, графика, каллиграфа Алексея Ремизова


6 июля 2022 года исполняется 145 лет со дня рождения писателя, художника, графика, каллиграфа Алексея Михайловича Ремизова (1877 - 1957).

Родилcя 6 июля 1877 года в московской купеческой семье. С детских лет Алексей Ремизов был большим выдумщиком и фантазёром. В возрасте семи лет он записал со слов няни рассказ о пожаре в деревне - это был его первый реалистический рассказ. Позднее работа с "чужим словом" трансформировалась в особую авторскую манеру - творчество "по материалу". Тогда же он решил стать писателем.

В 1895 году Алексей Ремизов окончил Московское Александровское коммерческое училище и поступил на физико-математический факультет Московского университета. Студентом был по ошибке арестован за сопротивление полиции во время демонстрации и на 6 лет сослан на север России (Пенза, Вологда, Усть-Сысольск). В пензенской ссылке Ремизов познакомился с Всеволодом Мейерхольдом, который стал его другом на всю жизнь. Ремизов впервые познакомил Мейерхольда с Марксом, Каутским, Плехановым, с популярной в те годы "Историей французской революции" Минье.

Попав в ссылку в 1901 году в Усть-Сысольск (Вологодской губернии) познакомился с искровцем Ф. И. Щеколдиным, который взял его под своё покровительство. В ссылке в Вологде Ремизов познакомился с широким кругом социалистов (А. А. Богданов, А. В. Луначарский, Н. А. Бердяев, П. Е. Щеголев, П. П. Румянцев, Б. В. Савинков и другие.). Этот этап своей жизни Ремизов описал в романе "Иверень", главы "Розовые лягушки" и "Северные Афины".

Вернувшись из ссылки в 1905 году в Санкт-Петербург, Ремизов начал активную литературную деятельность: публикуются его сказки и легенды ("Лимонарь, сиречь: Луг духовный", "Посолонь", "Докука и балагурье", "Николины притчи"), роман ("Пруд") и повести ("Часы", "Пятая язва"), драматургические произведения в духе средневековых мистерий ("Трагедия о Иуде, принце Искариотском", "Бесовское действо", "Царь Максимилиан"; в 1908 году в театре Веры Комиссаржевской было представлено "Бесовское действо").

В годы революции и последующие годы военного коммунизма Ремизов оставался в Петрограде, хотя политически был настроен антибольшевистски. Летом 1921 года Ремизов выехал на лечение в Германию - "временно", как верил писатель, однако вернуться обратно ему было не суждено.

Судьба Ремизова была схожа с судьбой многих современников: он прошел путь от репрессии и скитаний по родной земле, непринятия октябрьской революции до эмиграции в 1921 году сначала в Берлин, затем в Париж и стремления вернуться назад с чувством постоянной тоски по России.

Сознательный выбор в пользу литературного творчества, а не политической деятельности, привел к созданию фантастического наследия писателя, ставшего, наконец, доступным и для воспеваемой им России.

Его основы - проза Достоевского, Лескова, Гоголя, которых Ремизов считал своими учителями. Еще один источник творчества Ремизова - русская народная культура - обращение к ней, по его мнению, наиболее близко приводило к постижению светлых первооснов бытия. Мир света и радости ассоциировался для Ремизова со сказочной, далекой Древней Русью.

Алексей Михайлович оставил после себя большое литературное наследие, включающее более 80 изданных при жизни писателя книг (37 до эмиграции и 45 в годы жизни на чужбине).

С ранних лет Ремизов проявлял талант в каллиграфии и рисовании, который в последние годы его жизни трансформировались в обращение к жанру рукописных книг-альбомов, высоко оцененными его современниками - Пикассо, Шагалом, Ларионовым, Кандинским, Гончаровой, Добужинским. В годы войны А. М. Ремизов вёл "графический дневник", в котором отражались сны, портреты современников и волновавшие его события.

Богатое собрание оригинальной графики Ремизова включает около 400 иллюстраций, альбомов, коллажей, грамот и каллиграфических листов - замечательные и диковинные "полудетские, полузаумные графические фантасмагории", они наполнены высоким графическим мастерством.

В последних книгах писателя переосмысливаются наиболее значительные памятники нескольких тысячелетий русской и мировой культуры ("Тристан и Изольда", "Савва Грудцын", "Круг счастия", "Павлиньим пером" и др.).

Важнейшей темой для понимания связей Ремизова с русским и европейским авангардом явилась тема снотворчества. Она выразилась в двух книгах: "Мартын Задека" и "Огонь вещей". Последняя - это своеобразное эстетическое завещание - уникальное "гипнологическое" исследование русской литературы как бы замыкает литературно-философскую эссеистику "серебряного века", посвящённую русской классике.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑