Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

145 лет со дня рождения русского предпринимателя, режиссёра, сценариста Александра Ханжонкова


8 августа 2022 года исполняется 145 лет со дня рождения русского предпринимателя, организатора кинопроизводства, режиссёра, сценариста Александра Алексеевича Ханжонкова (1877 - 1945).

Родился 8 августа 1977 года в деревне Ханжонковка Екатеринославской губернии в семье сотника Алексея Петровича Ханжонкова, происходившего из дворян Войска Донского; дворянский титул был впервые пожалован его прадеду Василию Ханжонкову. Мать Параскева Сергеевна Ханжонкова (в девичестве Дмитриева) была дочерью московского полковника.

Учился в Андреевской гимназии Ростова-на-Дону. В 1896 году окончил Новочеркасское казачье юнкерское училище и в чине подхорунжего был принят в привилегированный Донской 1-й казачий полк, расквартированный в Москве. Участвовал в Русско-японской войне. В 1905 году в чине подъесаула уволился в запас по состоянию здоровья, получив причитающуюся по закону выплату в пять тысяч рублей.

Посещение электробиографа в Ростове-на-Дону резко изменило дальнейшую судьбу - Ханжонков решил вложить всю сумму в киноиндустрию. В Москве в лавочке "Братьев Пате" произошло знакомство с Эмилем Ошем - компаньоном во вновь создаваемом для проката зарубежных кинолент торговом доме "Э. Ош и А. Ханжонков". Однако партнёрство не принесло ожидаемых результатов. Оставшись один, Ханжонков взял кредиты и в 1906 году организовал в Саввинском подворье собственное предприятие "А. Ханжонков и К°".

Поначалу Ханжонков занимался только прокатом в России зарубежных фильмов и кинодокументалистикой, но уже летом 1907 года он предпринял съёмки собственной постановочной картины "Палочкин и Галочкин", которая не была закончена.

В 1908 году в работе в ателье Ханжонкова на Житной находились одновременно несколько художественных и ряд документальных фильмов, вышедших в 1909 году - в том числе "Песнь про купца Калашникова" по поэме Лермонтова, "Русская свадьба XVI столетия", "Ванька-ключник" и другие. Для работы над ними он привлёк начинающего режиссёра Василия Гончарова и театральную труппу Введенского народного дома, в которой состояли Александра Гончарова, Андрей Громов, Пётр Чардынин и в которую тремя годами позже поступил Иван Мозжухин. Тематикой картин, выпускавшихся Ханжонковым, были экранизации русской классики, народных сказок, песен и романсов.

2 января 1909 года на экраны вышла первая художественная продукция ателье Ханжонкова - фильм "Драма в таборе подмосковных цыган".

К началу 1910-х годов компания Ханжонкова стала бесспорным лидером русского кинопроизводства. На её счету - ряд важнейших достижений русского кино. В 1911 году на экраны вышел первый в России полнометражный фильм "Оборона Севастополя", поставленный Гончаровым и Ханжонковым.

В начале 1912 года компания Ханжонкова была преобразована в акционерное общество "Ханжонков и К°" с уставным капиталом в 500 000 рублей. В том же году она выпустила в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объёмной (кукольной) мультипликации - "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами" в постановке Владислава Старевича.

С конца 1910 года компания начала издавать журнал "Вестник кинематографии". В 1913 году в Ростове-на-Дону появилось второе издание - "Синема". С 1915 года начал выходить финансируемый компанией журнал "Пегас", где, помимо материалов о кино, печатались также материалы о театральной жизни, музыке, литературе и современной культуре.

Ханжонков был единственным из крупных русских кинопроизводителей, кто создал в своём ателье специальный научный отдел для съёмок образовательных, видовых и этнографических фильмов, выпускавший ленты по сельскому хозяйству, географии, зоологии, ботанике, медицине с привлечением ведущих русских специалистов.

У Александра Ханжонкова были проблемы со здоровьем, а в 1913 году, в 36 лет, он вообще оказался прикован к инвалидному креслу. Но продолжал активно работать. С 1908 по 1916 год киностудией Ханжонкова было выпущено около 300 художественных фильмов.

Весной 1917 года Ханжонков, уже не передвигавшийся без костылей или инвалидного кресла, оставил кинопроизводство в Москве на жену и вместе с Евгением Бауэром и большинством сотрудников своей компании отправился в Ялту. Здесь началось строительство его новой кинофабрики. Он мечтал создать ялтинский Голливуд. Нет сомнений в том, что он бы его создал. Осенью 1919 года вышел Декрет о национализации кинопромышленности. Александр Ханжонков лишился своей кинофирмы.

В 1920 году Ханжонков вместе с семьей уезжает в Австрию. Здесь он проходит курс лечения.

В 1922 году на арендованной вилле в Бадене он организовал исследования по созданию звуковых фильмов, однако был вынужден прекратить их из-за нехватки средств.

В 1922 году к Ханжонкову обратились представители акционерного общества "Русфильм" с предложением вернуться на родину. Ханжонков принял предложение и в 1923 году возвратился вместе с дочерью, однако "Русфильм" закрылся, так и не начав работать. Ханжонков женился во второй раз, некоторое время работал консультантом "Госкино", а затем заведующим производством "Пролеткино".

В 1926 году вместе с группой руководителей "Пролеткино" был арестован по делу о финансовых злоупотреблениях в этой организации. В итоге он был ввиду отсутствия доказательств его вины освобождён, однако получил запрет на работу в области кинематографа и был лишён политических прав. Из-за этого, а также из-за резкого ухудшения здоровья, Ханжонков вынужден был переехать из Москвы в Ялту.

В последующие годы жизни занимался написанием мемуаров. Его воспоминания частично опубликованы в книге "Первые годы русской кинематографии" (1937).

Ханжонков представил на суд дирекции ялтинской киностудии "Востоккино" свой проект производства цветных кинофильмов. Но это ничего не меняет. Кинопредприниматель Ханжонков никому не нужен в социалистической России.

26 сентября 1945 года Александра Ханжонкова не стало. Ушла целая эпоха из жизни нашего кинематографа. Тогда этого почти никто не заметил.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑