150 лет со дня рождения австрийского и американского композитора, педагога, музыковеда, дирижёра, публициста Арнольда Шёнберга
13 сентября 2024 года исполнится 150 лет со дня рождения австрийского и американского композитора, педагога, музыковеда, дирижёра, публициста Арнольда Шёнберга (1874 - 1951).
Родился 13 сентября 1874 года в венском квартале Леопольдштадт (бывшем еврейском гетто) в еврейской семье. Его мать Паулина Наход, уроженка Праги, была учительницей фортепиано. Отец Самуил Шёнберг, родом из Пресбурга (куда его отец перебрался из Сеченя), был владельцем магазина. Арнольд был музыкантом-самоучкой.
В 1901-1903 годах жил в Берлине, вёл класс композиции в Консерватории Штерна. В 1903 году вернулся в Вену, где работал преподавателем в одной из музыкальных школ.
Первым публично исполненным сочинением композитора был созданный в 1897 году Струнный квартет D-dur (без обозначения опуса), прозвучавший в венском Музикферейне 20 декабря 1898 года. Двадцатилетним молодым человеком Шёнберг зарабатывал на жизнь оркестровкой оперетт, параллельно трудясь над своими сочинениями в традициях немецкой музыки конца XIX века, наиболее известным из которых оказался струнный секстет "Просветлённая ночь", ор. 4 (1899).
Те же традиции он развивал в поэме "Пеллеас и Мелизанда" (1902-1903), кантате "Песни Гурре" (1900-1911), Первом струнном квартете (1905). Имя Шёнберга начинает завоёвывать известность. Его признают такие видные музыканты как Густав Малер и Рихард Штраус. С 1904 года он начинает частное преподавание гармонии, контрапункта и композиции. Следующим важным этапом в музыке Шёнберга стала его Первая камерная симфония (1906).
Летом 1908 года жена Шёнберга Матильда оставила его, влюбившись в художника Рихарда Герстля. Несколько месяцев спустя, когда она вернулась к мужу и детям, Герстль покончил жизнь самоубийством. Это время совпало для Шёнберга с пересмотром его музыкальной эстетики и кардинальным изменением стиля. Он создаёт первые атональные сочинения, романс "Ты прислонилась к серебристой иве" и наиболее революционное из своих ранних сочинений - Второй струнный квартет, ор.10 (1907-1908), где в финале добавляет голос, сопрано, положив на музыку стихи Штефана Георге. В "Пяти пьесах для оркестра" ор.16 (1909) впервые применяет своё новое изобретение - метод темброво-раскрашенной мелодии.
Летом 1910 года Шёнберг пишет свой первый важный теоретический труд "Учение о гармонии". Затем создаёт вокально-инструментальный цикл "Лунный Пьеро", op. 21 (1912) на стихи Альбера Жиро, используя технику Sprechstimme - вокальной рецитации, средней между чтением и пением. В 1910-х годах его музыка была популярна в Берлине в среде экспрессионистов, её исполняли на собраниях литературного "Нового клуба".
В начале 1920-х годов он изобретает новый "метод композиции с 12 соотнесёнными между собой тонами", широко известный как "додекафония", впервые пробуя его в своей Серенаде ор. 24 (1920-1923). Этот метод оказался самым влиятельным для европейской и американской классической музыки XX века.
До 1925 года Шёнберг жил в основном в Вене. В 1925 году он стал профессором композиции в Берлине в Прусской академии искусств.
В 1933 году после прихода к власти нацистов Шёнберг эмигрировал в США, где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 года - в Университете Южной Калифорнии, с 1936-го - в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
Одним из самых значительных достижений Шёнберга стала его незавершённая опера на библейский сюжет "Моисей и Аарон", начатая ещё в начале 1930-х годов. Вся музыка оперы строится на одной 12-звучной серии. Главная партия Моисея исполняется чтецом в манере "Sprechgesang", роль Аарона поручена тенору.
В течение всей жизни Шёнберг вёл активную педагогическую деятельность и воспитал целую плеяду композиторов. Наиболее выдающиеся из них Антон Веберн, Альбан Берг, Эрнст Кшенек, Стефания Туркевич, Ханс Эйслер, Роберто Герхард. Шёнберг создал и возглавил целую композиторскую школу, известную под названием "новая венская школа". Хауэр свои ранние произведения писал под влиянием атональной музыки Шёнберга. В 1935 году, уже в Калифорнии, его частным учеником становится Джон Кейдж.
Одновременно с преподаванием, сочинением музыки, организацией концертов и выступлением в них в качестве дирижёра Шёнберг был также автором множества книг, учебников, теоретических исследований и статей. Кроме всего прочего он писал картины, отличавшиеся оригинальностью.
Скончался 13 июля 1951 года в Калифорнии.
Арнольд Шёнберг страдал трискаидекафобией - боязнью числа 13. Именно поэтому последняя его опера носит название "Моисей и Арон" вместо корректного "Моисей и Аарон": число букв во втором названии равно тринадцати. Он родился 13-го числа, что всю жизнь считал дурным предзнаменованием, и 13-го же числа умер. Однажды он наотрез отказался взять в аренду дом под номером 13 и боялся того дня, когда ему исполнится 76, потому что в сумме эти цифры составляют пресловутое число 13.
Согласно легенде, в последний день жизни 13 июля 1951 года он весь день пролежал в постели, предчувствуя приближающуюся смерть. Жена композитора пыталась уговорить его встать и "прекратить эти глупости", и каково же было её потрясение, когда тот лишь вымолвил слово "гармония" и умер. Арнольд Шёнберг скончался в 11:47 вечера, за 13 минут до полуночи.