Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

150 лет со дня рождения русской писательницы и поэтессы, мемуаристки, переводчицы Надежды Тэффи


21 мая 2022 года исполнится 150 лет со дня рождения русской писательницы и поэтессы, мемуаристки, переводчицы Надежды Александровны Тэффи (1872 - 1952).

Настоящее имя - Надежда Александровна Лохвицкая. Родилась 21 мая 1872 года в Санкт-Петербурге в семье адвоката Александра Владимировича Лохвицкого и его жены Варвары Александровны (урождённой Гойер), обрусевшей француженки.

С детства она увлекалась классической русской литературой. Её кумирами были А. С. Пушкин и Л. Н. Толстой, интересовалась современной литературой и живописью, дружила с художником Александром Бенуа. Также на Тэффи оказали огромное влияние Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и её современники Ф. Сологуб и А. Аверченко.

Писать Надежда Лохвицкая начала ещё в детстве, но литературный дебют состоялся почти в тридцатилетнем возрасте.

Училась в Литейной женской гимназии, которую окончила в 1890 году.

В 1892 году, после рождения первой дочери, поселилась вместе со своим первым мужем Владиславом Бучинским в его имении под Могилёвом. В 1900 году, уже после рождения второй дочери Елены и сына Янека, разошлась с мужем и переехала в Петербург, где начала литературную карьеру.

Первая публикация состоялась 2 сентября 1901 года в еженедельнике "Север" - это было стихотворение "Мне снился сон, безумный и прекрасный…"

Впервые имя Тэффи (ещё без инициалов) появляется в 51-м номере журнала "Театр и искусство", в декабре 1901 года (это вторая публикация писательницы). Версия происхождения псевдонима изложена самой писательницей в мемуарном очерке "Псевдоним" (1931). Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы.

В 1905 году её рассказы печатались в приложении к журналу "Нива".

В дореволюционные годы Тэффи пользовалась большой популярностью. Была постоянной сотрудницей в журналах "Сатирикон" (1908-1913) и "Новый Сатирикон" (1913-1918), которыми руководил её друг Аркадий Аверченко.

В годы Первой русской революции (1905-1907) Тэффи сочиняет острозлободневные стихи для сатирических журналов (пародии, фельетоны, эпиграммы). В это же время определяется основной жанр всего её творчества - юмористический рассказ. Сначала в газете "Речь", затем в "Биржевых новостях" в каждом воскресном выпуске печатаются литературные фельетоны Тэффи, вскоре принесшие ей всероссийскую любовь.

В 1910 году в издательстве "Шиповник" вышла первая книга стихотворений "Семь огней".

В 1911 году приняла участие в коллективном романе "Три буквы" на страницах "Синего журнала".

В 1911 году выходит двухтомник "Юмористические рассказы", где она критикует обывательские предрассудки, а также изображает жизнь петербургского "полусвета" и трудового народа, словом, мелочную повседневную "ерунду".

В 1912 году писательница создаёт сборник "И стало так", где показывает обыденность серых будней, в 1913 году - сборник "Карусель" и "Восемь миниатюр", в 1914 году - "Дым без огня", в 1916 году - "Житьё-бытьё", "Неживой зверь".

События 1917 года находят отражение в очерках и рассказах "Петроградское житие", "Заведующие паникой" (1917), "Торговая Русь", "Рассудок на веревочке", "Уличная эстетика", "В рынке" (1918), фельетонах "Пёсье время", "Немножко о Ленине", "Мы верим", "Дождались", "Дезертиры" (1917), "Семечки" (1918).

Всего до эмиграции писательница опубликовала 16 сборников, а за всю жизнь - более 30. Кроме того, Тэффи написала и перевела несколько пьес. Её первая пьеса "Женский вопрос" была поставлена петербургским Малым театром.

Рассказы Тэффи систематически печатали такие авторитетные парижские газеты и журналы как "Грядущая Россия", "Звено", "Русские записки", "Современные записки". Поклонником Тэффи был Николай II, именем Тэффи были названы конфеты.

После закрытия в 1918 году газеты "Русское слово", где Тэффи работала, она отправилась в Киев и Одессу с литературными выступлениями. Эта поездка привела её в Новороссийск, откуда летом 1919 года она отправилась в Турцию. Осенью 1919 она была уже в Париже, а в феврале 1920 в парижском литературном журнале появились два её стихотворения, в апреле она организовала литературный салон.

В 1922-1923 годах жила в Германии. В Берлине и Париже продолжали выходить книги Тэффи, и исключительный успех сопутствовал ей до конца долгой жизни. В эмиграции у неё вышло больше десятка книг прозы и только два стихотворных сборника: "Шамрам" (Берлин, 1923) и "Passiflora" (Берлин, 1923).

В эмиграции Тэффи писала рассказы, рисующие дореволюционную Россию, всё ту же обывательскую жизнь, которую она описывала в сборниках, изданных на родине.

Её называли первой русской юмористкой начала XX века, "королевой русского юмора", однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью. После эмиграции сатира и юмор постепенно перестают доминировать в её творчестве, наблюдения над жизнью приобретают философский характер.

Писательница публиковалась во многих видных периодических изданиях русской эмиграции ("Общее дело", "Возрождение", "Руль", "Сегодня", "Звено", "Современные записки", "Жар-Птица"). Тэффи выпустила ряд книг рассказов - "Рысь" (1923), "Книга Июнь" (1931), "О нежности" (1938) - показавших новые грани её таланта, как и пьесы этого периода - "Момент судьбы" (1937), "Ничего подобного" (1939) - и единственный опыт романа - "Авантюрный роман" (1931). Но своей лучшей книгой она считала сборник рассказов "Ведьма" (1936).

В 1930-е годы Тэффи обращается к мемуарному жанру. Она создаёт автобиографические рассказы "Первое посещение редакции" (1929), "Псевдоним" (1931), "Как я стала писательницей" (1934), "45 лет" (1950), а также художественные очерки - литературные портреты известных людей, с которыми ей довелось встречаться. Среди них: Григорий Распутин, Владимир Ленин, Александр Керенский, Фёдор Сологуб, Илья Репин, Аркадий Аверченко, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Леонид Андреев, Александр Куприн, Иван Бунин, Всеволод Мейерхольд.

Тэффи планировала писать о героях Л. Н. Толстого и М. Сервантеса, обойдённых вниманием критики, но этим замыслам не суждено было осуществиться.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑