150 лет со дня рождения японского писателя, поэта и журналиста Доппо Куникида
30 августа 2021 года исполняется 150 лет со дня рождения японского писателя, поэта и журналиста Доппо Куникида (1871 - 1908).
Доппо - творческий псевдоним ("одинокий странник"), который писатель взял себе во время прибывания на Кюсю, где родилось одно из первых его произведений - "Доппогин" или "Песни одинокого странника".
Доппо Куникида был одним из первых японских писателей-натуралистов. В молодости он увлекался политикой, занимался журналистикой, учительствовал, пока не нашел своего призвания в литературе. Писатель отошел от предшествующей японской литературы, увлекся Вордсвортом, Карлейлем, Тургеневым, но у них невольно брал только то, что было близко миропониманию японца. В его рассказах нет подражания. Соблюдая старые традиции, он в то же время стал представителем литературы, переходящей от романтизма к реализму. Потому так и отличаются его ранние рассказы от более поздних.
В раннем рассказе "Дядя Гэн" (1897) Доппо показывает судьбу таинственного человека - лодочника Гэна, нелюдимого, непонятого, одинокого. Преследуемый роком, он теряет жену и сына и, лишившись всякой надежды приучить к себе слабоумного подростка, нищего Кисю, кончает жизнь самоубийством. Это конфликт человека с несправедливостью и неисповедимостью рока.
В последующих произведениях Доппо продолжает исследовать мир. Человек у него по-прежнему неотторжим от природы, един с нею, будь то лирические очерки - "Равнина Мусаси" (1898) или рассказ о судьбе слабоумного мальчика Року - "Весенняя птица" (1904). В конце концов писатель приходит к выводу, что современный человек отходит от природы, от самого себя. И повинны в этом уже не рок, не злоключения судьбы, а те социальные условия, в которые поставлен человек.
Доппо верен правде изображения характера, когда показывает, как униженность, нищета, полуголодное существование приводят одних к атрофии чувств (бродяга Буйка из "Жалкой смерти" (1907), подмастерье Исокиги из "Бамбуковой калитки" (1908)), и как другие в тех же условиях сохраняют человеческое достоинство, способность к сочувствию (рабочий-поденщик Бэнко из "Жалкой смерти" или жена Исокити - О-Ген из "Бамбуковой калитки").
Заслуга писателя-реалиста в том, что, найдя источник зла в существующих условиях, он учитывал и нравственную природу человека, его предрасположенность или непредрасположенность к злу, его умение приспособиться к среде. Погибали обычно те люди, которые несли в себе светлое начало, и это говорило о несовершенстве общества.