Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

155 лет со дня рождения итальянского писателя и драматурга Луиджи Пиранделло


28 июня 2022 года исполняется 155 лет со дня рождения итальянского писателя и драматурга Луиджи Пиранделло (1867 - 1936).

Родился 28 июня 1867 года в Агридженто в богатой семье. Начальное образование будущий писатель получил на дому, но ещё большее влияние на него оказали сказки и легенды, которые рассказывала пожилая служанка в их доме Мария Стелла. По настоянию отца поступил в техникум, но потом изменил свою специализацию на гуманитарную.

В 1880 семья переехала в Палермо. Луиджи окончил гимназию в Палермо. Там же он увлёкся чтением художественной литературы, в особенности поэтов XIX века. В этот же период начинает сам писать первые стихи. В 1886 году Пиранделло поступает в Университет Палермо на факультет юриспруденции и филологии.

В 1887 году Пиранделло окончательно определился с выбором специальности и продолжил обучение в Риме на филологическом факультете. В это же время он начинает посещать римские театры.

Из-за конфликта с профессором латыни Онорато Оччони он был вынужден покинуть Римский университет и перевестись в Бонн. В Бонне он провёл 2 года, там он увлёкся немецкими классиками и переводил их произведения на итальянский.

Литературную деятельность начал в 1889 году. Издал сборник поэзии "Радостная боль" (1889). С 1890 года жил в Риме, где познакомился со многими писателями и журналистами. В 1891 году защитил диссертацию по романской филологии, исследуя диалект Агридженто. Начинает писать художественные произведения и активно занимается журналистской деятельностью. Первый сборник новелл "Любовь без любви" выпустил в 1894 году.

В первых работах Пиранделло начал писать о быте сицилийских деревень и городков, рисуя социальные слои их населения. Так, в новеллах "Счастливцы" и "Благословение" писатель высмеивает духовенство, которое скрывает за мнимым милосердием свою жадность.

Некоторые произведения автора отходят от традиций веризма, но вместе с тем не утрачивают его черты. Так, например, в новелле "Чёрная шаль" Пиранделло больше фокусируется на психологии главной героини, старой девы, которая захотела устроить свою личную жизнь, несмотря на предрассудки общества. Вместе с тем автор также критикует и общество, в котором люди способны на все ради наживы.

В 1897 году он начал деятельность в Istituto Superiore di Magistero di Roma, где преподавал итальянский. В 1898 вместе с Итало Фальбо и Уго Флересом основал журнал "Ariel", в котором печатал и свои работы.

Первую пьесу написал в 1910 году, затем "Если это не так…" (позднее названа "Право для других") создал в 1915 году. Сюжеты многих пьес Пиранделло основаны на ранее написанных им новеллах. В драматургии Пиранделло 1910-х годов преобладают бытовые комедии на сицилийском диалекте ("Лиола", 1916 и другие). Позднее они уступают место исполненным парадоксов философско-психологическим драмам на итальянском языке.

Пиранделло также автор шести романов, включая автобиографический роман "Старые и молодые" (1909), роман "Снимается кино" (1915) и других. В романе "Отверженная" (1901) автор критикует общество и социальные предрассудки, изображая женщину, которая пытается стать самостоятельной и является объектом жестокой критики со стороны окружающих. В наиболее известном романе Пиранделло "Покойный Маттиа Паскаль" (1904, русский перевод 1967) показано противоречие между социальной "маской" и истинным "лицом" человека, живущего в современном обществе.

На творчество Пиранделло оказала воздействие веристская драматургия. В драме "Шесть персонажей в поисках автора" (1921) воплощено противоречие между искусством и жизнью и представлена социальная трагедия людей, бессильных против навязанной им "маски". Пьеса разделена на два плана: фантастический и реальный. В первом плане персонажи ненаписанной, а только задуманной пьесы требуют написания этой пьесы, а во втором предстаёт трагедия персонажей этой пьесы.

Традиции веризма в сборнике "Новеллы на год" (1922) сочетаются со стремлением показать внутренний мир "маленького" человека и его духовный бунт против беспросветности жизни. Новеллы становились позднее основой некоторых пьес Пиранделло.

В 1925-1928 годах Пиранделло был главой римского Художественного театра, где как режиссёр ставил собственные пьесы, а также пьесы современных ему итальянских и зарубежных авторов (Массимо Бонтемпелли, Де Стефани, К. Паволини и др.). Помощь в получении должности директора этого театра он получил от Муссолини, с которым был непосредственно знаком.

В 1929 году Пиранделло был награждён Академической премией Италии, а в 1934 - Нобелевской премией по литературе "за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства".

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑