Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

160 лет со дня рождения художника, педагога и писателя Константина Коровина


5 декабря 2021 года исполнится 160 лет со дня рождения художника, педагога и писателя Константина Алексеевича Коровина (1861 - 1939).

Родился 5 декабря 1861 года в Москве. Происходил из состоятельной купеческой семьи. Дед - купец первой гильдии Михаил Емельянович Коровин. В тринадцать лет Константин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешёл на отделение живописи. Учился у Алексея Саврасова, Василия Поленова и Василия Перова. Для завершения образования Коровин поехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств, но через три месяца ушёл оттуда, разочаровавшись в методах преподавания.

Изготавливать костюмы и декорации для театра Константин Коровин начал ещё в 1884 году, сотрудничая с оперой Мамонтова. В 1885 году художник под руководством Поленова написал декорации для "Аиды". Самостоятельно Коровин сделал декорации для "Кармен" Ж. Бизе и "Лакме" Делиба.

Коровин вместе с другом, художником Валентином Серовым, дважды (1894 и 1897) совершил путешествие на Север, посетив Мурман, северную Норвегию, шведскую Лапландию. Результатом поездки стали пейзажи "Гавань в Норвегии", "Ручей святого Трифона в Печенге. Лапландия", "Хаммерфест. Северное сияние", "Мурманский берег", "Архангельский порт на Двине". В 1895 году Коровин повторил путешествие, но уже с Н. А. Праховым и художником Н. В. Досекиным, а в 1898 году - с Н. А. Клодтом. Посетил Париж в 1887, 1892 и 1893 годах, где познакомился с импрессионизмом.

В 1896 году Константин Коровин оформил павильон "Крайний Север", построенный по его проекту на ярмарке в Нижнем Новгороде.

В 1900-х годах художник активно работал в театре, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, операм и балетам. Впервые имя Коровина на афише государственного театра появилось в 1900 году, когда художник изготовил декорации для оперы "Русалка" А. С. Даргомыжского. Он оформил спектакли "Фауст" (1899), "Конёк-горбунок" (1901), "Садко" (1906), "Золотой петушок" (1909). В 1904 году Коровин вместе с А. Васнецовым, А. Головиным и Ф. Лавдовским оформил "Жизнь за царя" М. И. Глинки.

Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого театра, Мариинского театра и театра Ла Скала в Милане. Константин Коровин и Александр Головин внесли в работу Большого театра принципиальное изменение: появился главный художник постановки, работающий в связке с режиссером или балетмейстером. Творческим партнёром Коровина в постановках Большого театра стал балетмейстер А. А. Горский. Коровин предложил заменить корсеты балерин на более свободную одежду - туники. Впоследствии изменился и язык хореографии. Поменялось значение декорации, которая раньше была просто фоном, а стала полноценным объектом спектакля. В некоторых постановках, в частности, в опере "Богема" Пуччини, поставленной Л. Собиновым, декорация даже затмила актёров.

Участвовал в оформлении российской экспозиции на Всемирной выставке в Париже (1900), где выступил как архитектор (спроектировал здание Кустарного отдела) и как автор экспозиции выполнил 31 декоративное панно (хранятся в ГРМ, Санкт-Петербург). Удостоен двух золотых и семи серебряных медалей выставки и ордена Почётного легиона.

Значительное место в творчестве Коровина занимал Париж. Городские пейзажи созданы под сильным влиянием французских импрессионистов. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в сиянии огней на улицах и бульварах ("Париж. Бульвар Капуцинов", 1902, 1906 и 1911; "Париж утром", 1906. Все - ГТГ).

В Париже Коровин увлёкся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал лекции художника-эстета Модеста Дурнова, общался с поэтом Константином Бальмонтом. В эти годы он написал картины "Северная идиллия" (1892, ГТГ) и "Муза" (1890-е, ГТГ).

На протяжении десятилетий Коровин участвовал в выставках художников разных направлений и объединений-передвижников, "Мира искусства", "Союза 36", Союза русских художников.

С 1901 года Константин Коровин и Валентин Серов преподавали в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Значительное место в творчестве Коровина занимает Крым, где в Гурзуфе художник построил по своему проекту дачу. Двухэтажная вилла была построена на месте бывшей харчевни и своими чёткими геометрическими формами свидетельствовала о наступлении эпохи конструктивизма в архитектуре. На протяжении 1910-1917 годов художник подолгу жил на гурзуфской даче. Здесь художник много и плодотворно работал. Название своей даче Коровин дал несколько необычное для Крыма - "Саламбо", в память об удачно оконченной работе над декорациями к балету А. Ф. Арендса "Саламбо" по одноименному роману Г. Флобера. На даче "Саламбо" бывали И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. М. Горький, А. И. Куприн, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Ф. И. Шаляпин.

После революции 1917 года Коровин больше в Гурзуф не приезжал. В советское время дача использовалась как база отдыха, и с 1947 года стала Домом творчества Художественного фонда.

После Октябрьской революции в России Коровин активно занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжал сотрудничать с театрами.

С 1918 года художник жил в имении Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, преподавал в свободных государственных художественных мастерских на даче "Чайка".

В 1922 году художник по совету Анатолия Луначарского выехал за границу и поселился во Франции.

Наряду с даром живописца, Константин Алексеевич обладал и незаурядным литературным талантом. Написал более четырёхсот рассказов, которые публиковал в эмигрантских парижских изданиях: "Россия и славянство", "Иллюстрированная Россия" и "Возрождение".

Большое количество работ художника хранится в Русском музее.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑