175 лет со дня рождения русского художника Юлия Юльевича Клевера
31 января 2025 года исполнится 175 лет со дня рождения русского художника Юлия Юльевича Клевера (1850 - 1924).
Родился в Дерпте (ныне Тарту, Эстония) 31 января 1850 года. Происходил из немецкого балтийского рода. Его отец Юлиус Клевер был магистром химии и преподавал в Ветеринарном институте в Дерпте.
С детства проявлял наклонности к рисованию и в 1867 году, после окончания Дерптской гимназии, начал учиться на архитектурных (по настоянию отца) классах Императорской Академии художеств, однако вскоре перевёлся в пейзажный класс - учился у С. М. Воробьёва, затем - у М. К. Клодта. Получил малую и большую серебряные медали от Академии художеств (1870).
В 1871 году его картина "Заброшенное кладбище зимой" была положительно оценена художественным сообществом и приобретена графом П. С. Строгановым, а в 1872 году его картина "Закат" была приобретена великой княгиней Марией Николаевной.
В 1874 году на стендах Общества поощрения художеств он организовал свою персональную выставку.
В 1875 году Ю. Ю. Клевер получил премию Общества поощрения художеств за картину "Запущенный парк", а в 1876 - за картину "Первый снег на вспаханном поле". И в 1876 году состоялась его вторая персональная выставка. После того, как в 1876 году его картину "Березовый лес" пожелал приобрести Александр II ему, не закончившему академического курса, было присвоено звание классного художника 1-й степени, а в 1878 году за картину "Старый парк" ("Вид запущенного парка в Мариенбурге") он получил звание академика живописи.
В 1879 году вместе с В. В. Самойловым он работал на острове Нарген. В результате, одна из картин - "Лес на острове Нарген" ("Девственный лес") - была приобретена П. М. Третьяковым, другая - "Остров Нарген" - великим князем Алексеем Александровичем, а "Лес зимой" - Александром III.
Популярность вынудила его организовать в своей мастерской "живописную фабрику", по поводу которой злопыхатели немало судачили. Поскольку заказов было много, упускать их не хотелось, а воплотить все самому оказалось физически невозможно, появились так называемые "клеверки" - картины, созданные в его мастерской. Известно, что Клевер использовал услуги помощников при написании фигур людей, лошадей. Случалось и так, что "подмастерья" писали подмалевки, по которым Юлий Клевер лишь проходил кистью. Кстати, неверно предполагать, будто это такое уж из ряда вон выходящее явление. Подобным делом не брезговал еще Рубенс в свое время.
Благодаря своей мастерской Юлий Клевер мог заниматься не только станковыми картинами. К примеру, в конце 1880-х годов он разработал устройство парка и оформил особняк мецената Александра Кузнецова в Форосе (Крым). Имена художников, "подрабатывавших" у Клевера, не все известны. В его мастерской точно трудились Алексей Писемский, Федор Ризниченко, Владимир Оболенский.
В 1881 году за картину "Лесная глушь" Академия художеств присвоила Ю. Ю. Клеверу звание профессора.
А в 1890-х годах произошли события, в результате которых Ю. Ю. Клевер уехал в Германию: его привлекли как свидетеля к громкому делу о финансовом злоупотреблении его знакомого, бывшего конференц-секретаря Академии художеств П. Ф. Исеева.
Семья Клеверов вернулась в Россию только в 1915 году. После возвращения на родину он устроил выставку в Москве. После революции 1917 года Ю. Ю. Клевер получал материальную поддержку от Общества художников имени А. И. Куинджи. До конца жизни преподавал в Академии Художеств и в Центральном училище технического рисования, где заведовал кафедрой монументальной живописи.
Умер в Ленинграде 24 декабря 1924 года.
Работы Ю. Ю. Клевера находятся в Государственном Русском Музее, Государственной Третьяковской Галерее, Одесском художественном музее, Серпуховском историко-художественном музее, музеях Зарайска, Барнаула, Владимира, Волгограда, Калуги, Козьмодемьянска, Костромы, Краснодара, Липецка, Великого Новгорода, Севастополя, Семея, Серпухова, Ставрополя, Сыктывкара, Сарапула, Тамбова, Ульяновска, Алма-Аты, Еревана, Воронежа; в частных коллекциях.