Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

190 лет со дня рождения французского художника-импрессиониста, гравёра Эдуарда Мане


23 января 2022 года исполнится 190 лет со дня рождения французского художника, гравёра, одного из родоначальников импрессионизма Эдуарда Мане (1832 - 1883).

Родился в Париже 23 января 1832 года. Художественное кредо Э. Мане сформировалось в основном под влиянием разочарования, вызванного поражением буржуазной революции 1848 года. Под непосредственным впечатлением от этого события семнадцатилетний парижанин из буржуазной семьи бежал из дома и нанялся матросом на морское парусное судно. В дальнейшем путешествовал мало и почти всю свою жизнь провел в неустанной работе в своей мастерской.

Эдуард Мане резко выступал против академических форм творчества, но на протяжении почти всей своей жизни он испытывал глубокое уважение к традициям некоторых великих мастеров, непосредственное или опосредованное влияние которых проявляется во многих его произведениях ("Балкон", 1868-1869, Музей Орсэ, Париж; "За кружкой пива", 1873, Собрание К. Тисен, Филадельфия). Характер его живописи во многом определяется опытом его предшественников: великих испанцев Веласкеса и Ф. Гойи, знаменитого голландского мастера Ф. Хальса, французских живописцев О. Домье и Г. Курбе, но также и стремлением перешагнуть за существующие традиции и создать новое, современное, отражающее окружающий мир искусство.

Первым шагом на этом пути явились две картины, прозвучавшие как вызов официальному искусству: "Завтрак на траве" (1863, Музей Орсэ, Париж) и "Олимпия" (1863, Музей Орсэ, Париж). После их написания художник подвергся жестокой критике со стороны публики и прессы, на его защиту встала лишь небольшая группа художников, среди которых были К. Моне, Э. Дега, П. Сезанн и др., а нападки журналистов отражал один Э. Золя. В благодарность в 1868 году Э. Мане пишет портрет писателя (Музей Орсэ, Париж), представляющий собой классический пример характеристики модели при помощи натюрмортных деталей.

Импрессионисты считали Мане своим идейным вождем и предшественником. Но его искусство гораздо шире и не укладывается в рамки одного направления. Так называемый импрессионизм Э. Мане более близок живописи японских мастеров. Он упрощает мотивы, уравновешивая в них декоративное и реальное, создает обобщенное представление о виденном: чистое впечатление, лишенное ненужных подробностей, выражение радости ощущения ("На берегу моря", 1873, Собрание Ж. Дусе, Париж).

Эдуард Мане неоднократно участвовал в совместной работе с К. Моне и О. Ренуаром на берегах Сены, где основным мотивом его картин становится ярко-синяя вода ("В лодке", 1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

Э. Мане любит рисовать человека на фоне пейзажа, передавая ощущение свежести природы его мимикой, жестом и выразительными позами. Наиболее близка к импрессионистическом восприятию мира картина "Лодка - мастерская К. Моне" (1874, Новая пинакотека, Мюнхен), в которой, используя дополнительные желтые и синие мазки, художник добивается полной иллюзии вибрирующего движения воды, затененной лодкой.

В 1874 году Мане совершает путешествие в Венецию, впечатления от которого вылились в серию импрессионистических картин, написанных энергичными мазками ("Канале Гранде в Венеции", 1875, Компания Провидент Секьюрити, Сан-Франциско).

В поздний период своего творчества Э. Мане отходит от импрессионизма и возвращается к своему прежнему стилю.

В середине 1870-х годов увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом ("Женщина, подвязывающая чулок", 1880, Собрание Нансен, Копенгаген). Работа Э. Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей ("Нана", 1877, Кунстхалле, Гамбург; "У папаши Латюиль", 1879, Музей, Турин).

Вершиной творчества Э. Мане является его знаменитая картина "Бар в Фоли Бержер" (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму, и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве. Четкий передний план картины противопоставлен заднему - неясному и почти фантастическому зеркальному отражению. Это произведение можно считать программным в творчестве Э. Мане, так как оно отражает его излюбленные темы: натюрморт, портрет, различные световые эффекты, движение толпы.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑