Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

195 лет со дня рождения норвежского драматурга, поэта, публициста Генрика Ибсена


20 марта 2023 года исполняется 195 лет со дня рождения норвежского драматурга, поэта, публициста, основателя европейской "новой драмы" Генрика Ибсена (1828 - 1906)

Родился 20 марта 1928 года в портовом городе Шиен (Южная Норвегия) в семье богатого коммерсанта. В шестнадцать лет Ибсен оставляет дом и отправляется в Гримстад, где работает учеником аптекаря. Занявшись журналистикой, пишет сатирические стихи. Выкраивая время, готовится к экзаменам в университет в Христиании.

К 1850 году Ибсен написал первые стихи и драму "Катилина", тираноборческие мотивы которой навеяны революционными событиями 1848 года в Европе.

Бросает медицину и переезжает в Христианию, где участвует в политической жизни, сотрудничает в газетах и журналах.

26 сентября 1850 года поставлена пьеса Ибсена - одноактная лирическая драма "Богатырский курган".

В 1851-1857 годам благодаря пьесам "Катилина" и "Богатырский курган" Ибсен занимает место драматурга, режиссера и художественного руководителя Норвежского театра в Бергене.

В конце 1840 - начале 1850-х годов Ибсен обратился к сатире и гротеску; буржуазной современности Ибсена противопоставлял героическое национальное прошлое, мир патриархальной крестьянской жизни и возвышенность человеческих чувств. Пишет пьесы "Иванова ночь", "Фру Ингер из Эстрота", "Пир в Сульхауге". Создает также пьесу "Воители в Хельгеланде", основанную на сагах.

В 1857 году Ибсен переезжает в Христианию и возглавляет столичный Норвежский театр, художественным руководителем которого остается до 1862 года.

В 1858 году Ибсен женится на Сусанне Торесен. Рождается их единственный сын Сигурд.

В 1864 году на полученную стипендию и с помощью друзей Ибсен уезжает в Италию. За рубежом он остается двадцать семь лет. В 1864-1891 годы жил в Риме, Дрездене, Мюнхене.

В 1866 году появляется драматическая поэма "Бранд", главный герой которой - человек необычной цельности и силы, не останавливающийся ни перед какими жертвами для осуществления своего идеала. Вскоре выходит пьеса в стихах "Пер Гюнт". Герой этой пьесы - полная противоположность Бранду. Пер Гюнт, простой крестьянский парень, воплощение душевной слабости человека. Эта пьеса символизирует окончательное размежевание Ибсена с романтизмом и романтической идеализацией характера.

На рубеже 70-х годов Ибсен пишет политические и историко-философские стихи.

В 1873 году заканчивает дилогию о Юлиане-отступнике "Кесарь и галилеянин", которую он называет "мировой драмой", где решаются проблемы устройства мира и возникает идея "третьего царства" - нравственно-политического идеала драматурга.

Мировая слава приходит к Ибсену в конце 70-х годов, когда он выступает с острокритическими пьесами из современной жизни, драмами идей.

Основная тема пьес "Столпы общества", "Кукольный дом", "Привидения", "Враг народа" - несоответствие между показным блеском буржуазного общества и его фальшивой внутренней сутью. Пьесы построены аналитически, драматическое напряжение создается не внешними событиями, а постепенным раскрытием сюжетных тайн и подтекстом.

С середины 1880-х годов социальная критика у Ибсена ослабевает ("Дикая утка"). В его поздних пьесах усложняется подтекст, возрастает тонкость психологического рисунка, одновременно усиливаются элементы символики. Тема "сильного человека" выдвигается на первый план, однако Ибсен беспощаден к своим героям, когда они осуществляют свое призвание за счет жизни и счастья других людей: "Росмерсхольм", "Гедда Габлер", "Строитель Сольнес", "Йун Габриель Боркман".

Начиная с 1880-х годов, имя Ибсена служило во всем мире знаменем борьбы за реалистическое искусство, за цельность и внутреннюю свободу человека, за обновление духовной жизни. Его пьесы шли во многих театрах. "Пер Гюнт" был положен на музыку Э. Григом.

В 1891 году Ибсен возвращается на родину. 70-летие Ибсена становится национальным праздником в Норвегии.

23 мая 1906 года после тяжелой продолжительной болезни Ибсен умер в Христиании.

Драмы Ибсена пользуются популярностью в театрах. Многие из них были поставлены в начале XX века К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко на сцене Художественного театра.

Фильмы по произведениям Г. Ибсена регулярно снимаются на его родине и в других странах.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑