Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

210 лет со дня рождения литературного критика, теоретика, публициста Виссариона Григорьевича Белинского


11 июня 2021 года исполнится 210 лет со дня рождения литературного критика, теоретика, публициста Виссариона Григорьевича Белинского (1811 - 1848).

Родился 11 июня 1811 года в Свеаборге. Детство провел в городе Чембаре, в 1820 году поступил в уездное училище, а с 1825 года учился в пензенской гимназии. В 1829 году стал студентом Московского университета.

Юноша пробовал писать, сочинять баллады, рассказы и считал себя, по его словам, "опасным соперником Жуковского". В 1830 году перешел к другой отрасли искусства: он стал писать в прозе драму "Дмитрий Калинин", направленную против крепостного права. Профессора-цензоры обрушились на Белинского, пригрозили ему ссылкой в Сибирь. Полтора года спустя Белинский был исключен из университета.

К литературной работе Белинский приступил вскоре после своего исключения из университета. Ему удалось пристроиться в журналы Надеждина "Телескоп" и "Молву". С 1833 года он стал помещать там свои переводы с французского, а затем небольшие рецензии.

Фраза "Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?.." давно стала хрестоматийной (это из статьи Белинского "Литературные мечтания. Элегия в прозе", написанной в 1833-1834 годах, то есть в 22-летнем возрасте). Театру и драматургии он посвятил около 180 своих литературно-критических статей и рецензий, то есть практически треть.

Осенью 1834 года он в течение нескольких месяцев печатал в "Молве" свою первую дебютную критическую статью "Литературные мечтания", и с этих пор стал главным критиком журналов Надеждина, в которых в течение 1835 и 1836 годов поместил ряд рецензий и несколько больших статей. Подробно обозревая всю русскую изящную словесность послепетровского времени, Белинский находит только четырех подлинных выразителей народного духа: Державина, Крылова, Грибоедова и Пушкина.

Большую статью он посвятил Гоголю ("О русской повести и повестях г. Гоголя", 1835), впервые поставив этого писателя на надлежащую высоту; он первый вскрыл сущность гоголевского творчества. В том же году Белинский написал статью о стихотворениях Кольцова. В следующем году он поместил в "Телескопе" замечательную статью "Ничто о ничем". Это был обзор русской литературы 1835 года. Белинский выступил как критик-максималист, умело замечающий слабые места в художественных произведениях, требующий соответствия литературы высоким идеалам.

Белинский в своих статьях очень эмоционален, искренен, что впоследствии сделало его одним из самых известных литературных критиков России. Белинский познакомился со многими известными авторами и общественными деятелями, активно участвовал в литературной жизни России.

Осенью 1836 года в "Телескопе" было помещено знаменитое "философическое" письмо Чаадаева, за помещение которого журнал был разгромлен, Надеждин сослан, и сам Белинский подвергнут обыску.

С весны 1838 года Белинскому удалось вернуться к журнальной работе. Группа его друзей стала издавать журнал "Московский Наблюдатель". Белинский был литературным критиком и редактором. В журнале вышла статья Белинского о постановке "Гамлета" Шекспира. С этого времени критика Белинского изменилась: она стала психологичной, рассматривающей тонко и точно характеры, стремится к объективности. В 1939 году журнал "Московский наблюдатель" был закрыт. Прекращение деятельности журнала сопровождалось активными обвинениями сотрудников редакции к Белинскому.

В этом же году Виссарион Григорьевич переехал в Петербург и начал работать ведущим критиком в журнале "Отечественные записки".

Вплоть до 1846 года Белинский активно занимался вопросами философии и теории литературы. Это время было расцветом критической деятельности Белинского. В "Отечественных записках" вышли обширные статьи, посвященные творчеству М. Ю. Лермонтова, - "Стихотворения М. Лермонтова", "Герой нашего времени" и одиннадцать статей под общим названием "Сочинения Александра Пушкина".

В начале 1846 года Белинский решил уйти из "Отечественных Записок" и издать большой сборник "Левиафан".

Знаменитый актер Щепкин, старый московский знакомый Белинского, ехал в середине 1946 года на гастроли по всей России, вплоть до Одессы и Крыма, и Белинский пустился с ним в полугодовое путешествие.

С 1847 года Белинский фактически стал руководить журналом "Современник" и активно печатал в нём свои статьи. В это время серьёзно ухудшилось состояние здоровья Виссариона Григорьевича, на собранные друзьями деньги он уехал лечиться за границу. К осени 1847 года Белинский вернулся в Петербург и принялся за работу над одной из самых глубоких статей "Взгляд на русскую литературу 1847 года".

Статьи Белинского и сегодня считаются образцами критической литературы. Ему принадлежит множество цитат и афоризмов. Одна из самых известных: "Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый - время".

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑