210 лет со дня рождения немецкого драматурга Фридриха Хеббеля
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

210 лет со дня рождения немецкого драматурга Фридриха Хеббеля


18 марта 2023 года исполнится 210 лет со дня рождения немецкого драматурга Фридриха Хеббеля (1813 - 1863).

Сын голштинского каменщика, воспитывался в строгом протестантском духе и вырос, терпя материальные лишения, в народной среде, полной древних сказаний и суеверий; эта среда определила склонность Хеббеля к мистицизму, к которому он тяготел в течение всей своей жизни.

Психология Хеббеля сложилась в период гегельянства и предшествования объединения Германии. Ещё студентом в Гейдельберге он охарактеризовал своё время как эпоху, когда "готовится решение на целое тысячелетие"; он рано понял, что в его век столкнулись два мира: феодализм и капитализм.

В первое время он находился под влиянием романтиков - Уланда, Клейста, и, особенно, И. Гёрреса. Уже тогда выявилось и внутреннее противоречие в мировоззрении Хеббеля, противоречие между его склонностью к мистицизму и рационалистическими устремлениями эпохи.

От романтиков Хеббель повернул к "Молодой Германии" и одно время даже сотрудничал в "Телеграфе" К. Гуцкова.

Основной задачей своей жизни он считал "символизацию внутренних переживаний, поскольку они выразились в значительных моментах". Для этой "символизации" Хеббель старался приспособить трагедию классицизма и романтизма, превращая её в арену борьбы проблем современности.

Основной проблемой создатель современной бюргерской психологической драмы, каковым является Хеббель, считал взаимоотношение индивидуума с обществом.

Познакомившись с философией Гегеля и его диалектикой, Хеббель переносит все социальные конфликты своего времени из мира реального в мир идей и признаёт борьбу идей высшим принципом драматического искусства вообще.

Первые две трагедии Хеббеля - "Юдифь" (1841) и "Женевьева" (1843).

В 1843 году Хеббель познакомился в Париже с радикальной немецкой эмиграцией (А. Руге, Гейне и др.), он там же написал социальную трагедию "Мария Магдалина" (1844), в которой дана картина гибели ремесленного мира с его узким кругозором, старой моралью и предрассудками.

Здесь уже нет сверхчеловека и отсутствует личная вина героев: все действуют по законам социальной необходимости. После путешествия в Италию Хеббель поселился в Вене. Там он написал в романтическом духе две трагедии - "Юлия" и "Трагедия в Сицилии". Революцию 1848 года Хеббель встретил со смешанным чувством: он боялся "безумия коммунизма", который разрушает культуру.

Пока борьба шла за конституцию, он принимал деятельное участие в движении, агитировал за свободу союзов, печати и т. п.

Своим идеалом он считал конституционную монархию и примирение революции с реакцией. В 1850-1860-х годах Хеббель проповедывал объединение Германии.

В грандиозной трилогии "Нибелунги" (1862), в которой гениальность Хеббеля выражена ярче всего, - сталкиваются два враждебных мира: язычество и христианство.

Хеббель писал также стихи ("Gedichte", 1842, "Neue Gedichte", 1848) и комедии ("Diamant", 1847, "Rubin", 1851).

В поэме "Мать и ребенок" (1859) автор старается смягчить классовый антагонизм между бедными и богатыми и восхваляет нравственность и буржуазный брак как непоколебимые устои государства.

Хеббель оставил кроме того ряд драматических фрагментов: так он взялся за обработку сюжета "Димитрия", которым он хотел открыть новый период своего творчества, посвященный изображению крупных исторических конфликтов более близкой эпохи; начал драму "Первый смертный приговор" (1848), в которой хотел показать выгоды и неизбежность конституционного управления; задумал драму "Zu irgend einer Zeit" - "драму будущего", где должен был изобразить общественный строй, основанный на подчинении идеи индивидуализма идее общечеловечности.

Большое значение для понимания его творчества имеют также его дневники, изданные в 1885 году и охватывающие всю его жизнь с 20-летнего возраста.

Хеббель умер 13 декабря 1863 года в Вене.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑