305 лет со дня рождения французского скульптора Этьена Мориса Фальконе
1 декабря 2021 года исполняется 305 лет со дня рождения французского скульптора Этьена Мориса Фальконе (1716 - 1791).
Родился 1 декабря 1716 года в Париже в семье столяра. В детстве не получивший никакого образования мальчик был отдан в ученики к столяру, изготовлявшему болванки для париков. Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру.
Одаренный юноша привлек внимание скульптора Жана-Батиста Лемуана, который взял его к себе в ученики. Фальконе стал развивать свои задатки скульптора, а также усиленно занялся самообразованием, изучая классические языки, историю и литературу. Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов.
В 28 лет Этьен Морис Фальконе за скульптурную группу "Милон Кротонский" (ныне в Лувре) был причислен к Парижской академии художеств. Его скульптурное творчество и литературные произведения рассматриваются как целостное явление, сформировавшееся под влиянием традиций Парижской Академии художеств и идей Просвещения.
В 1753 - 1766 годах Фальконе создал несколько скульптур для парижской церкви святого Роха. Все они кроме мраморной статуи Христа из сцены "Моления о чаше" погибли во время Великой Французской революции.
Особый успех принесли скульптору его работы 1757 года - две мраморные статуи: "Грозящий Амур" и "Купальщица". Скульптуру Амура неоднократно повторяли в гипсе, мраморе и фарфоре, поэтому Амуры "от Фальконе" находятся ныне во многих музеях Европы. Скульптура "Грозящий Амур" работы Фальконе, ныне хранящаяся в Эрмитаже, раньше принадлежала Вольтеру.
Этьен Фальконе известен всему миру, прежде всего, благодаря памятнику Петру I ("Медный всадник") на Сенатской площади в Петербурге.
Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Памятник, концепция которого была задумана еще Дидро и Вольтером, должен был изображать победу цивилизации, разума и человеческой воли над дикой природой. Работы по созданию монумента были начаты 15 (26) октября 1766 года, сразу после прибытия Фальконе в Россию.
Кроме "Медного всадника" Фальконе за годы, проведенные в России, создал скульптуры "Слава и величие князей" и "Зима" - для князя Голицына, подарившего их Екатерине II, и "Сидящий Амур" - для графа Строганова.
В 1783 году Фальконе стал ректором-адъюнктом Парижской академии художеств.
Он известен не только как ваятель, но и как автор "Размышлений о скульптуре" и других сочинений, собрание которых в пяти томах издано в Лозанне в 1785 году. Он утверждал, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе, и подчеркивал особую роль творческого чувства как "души произведения". В эстетической концепции Фальконе соединялись идеал и чувство и, соответственно, классицизм и рококо.
Сын скульптора Пьер Этьен Фальконе стал живописцем, до 1773 года жил в Лондоне, где написал много портретов. Во время пребывания своего отца в Санкт-Петербурге создал несколько портретов Екатерины II, цесаревича Павла Петровича, будущего императора Павла I, и его первой супруги. Был женат на талантливой ученице своего отца скульпторе Мари Анн Колло (1748-1821).