75 лет российскому и американскому артисту балета, танцовщику, хореографу, киноактёру, фотографу Михаилу Барышникову
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

75 лет российскому и американскому артисту балета, танцовщику, хореографу, киноактёру, фотографу Михаилу Барышникову


27 января 2023 года исполнится 75 лет российскому и американскому артисту балета, танцовщику, хореографу, киноактёру Михаилу Николаевичу Барышникову.

Родился 27 января 1948 года в городе Риге Латвийской ССР (ныне Латвия) в семье советского офицера. C 12 лет учился в Рижском хореографическом училище.

В 1964 году поступил в Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) в класс к педагогу Александру Пушкину, наставнику известного артиста балета Рудольфа Нуреева.

В 1967 году, по окончании училища, Барышников был принят в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), где вскоре стал ведущим солистом.

В театре он исполнял партии Базиля в балете Людвига Минкуса "Дон Кихот", Дезире в "Спящей красавице" Петра Чайковского. Барышников выступил первым исполнителем ролей Гамлета в одноименном балете на музыку Николая Червинского (1970), Адама в балете "Сотворение мира" на музыку Андрея Петрова (1971). Принимал участие в экспериментальных работах, исполняя партии Меркуцио в балете "Ромео и Юлия" Гектора Берлиоза (1969), Дафниса в балете "Дафнис и Хлоя" Мориса Равеля (1974) и другие.

Артистизм и хорошая техника вращений, прыжков принесли Барышникову золотые медали на международных конкурсах балета в Варне (1966) и Москве (1969).

За рубежом Барышников впервые выступил в 1970 году, находясь в Лондоне на гастролях с труппой Театра имени Кирова. Летом 1974 года во время гастролей в Канаде группы артистов из разных советских театров Барышников решил не возвращаться в СССР. Канада предоставила ему политическое убежище.

29 июля 1974 года он дебютировал в Нью-Йорке в спектакле Американского театра балета (АБТ) "Жизель", танцуя с бывшей балериной Кировского театра Натальей Макаровой, которая в 1970 году осталась на Западе.

В 1974-1978 годах Барышников стал премьером АБТ, где танцевал во многих классических балетах и в спектаклях современных хореографов.

В 1978 году известный хореограф Джордж Баланчин пригласил его в свою труппу "New York City Ballet". Барышников выступал в балетах Баланчина "Аполлон" и "Орфей" на музыку Игоря Стравинского, "Блудный сын" Сергея Прокофьева, "Арлекинада" Риккардо Дриго и в некоторых постановках балетмейстера Джерома Роббинса. В 1980-1989 годах он был руководителем и солистом труппы Американского театра балета. Барышниковым была создана оригинальная хореография балета "Золушка" Сергея Прокофьева, редакция "Лебединого озера" хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова.

В 1990-2002 годах Барышников был режиссером и танцором проекта "White Oak Dance Project" ("Танцевальный проект "Белый дуб"), который он учредил вместе хореографом Марком Моррисом.

В 2005 году балетмейстер основал Центр искусств Барышникова (Baryshnikov Arts Center), в котором он стал художественным руководителем. В программах центра ежегодно участвуют более 700 артистов, аудитория насчитывает свыше 22 тысяч зрителей.

Стремясь расширить свой репертуар, Барышников обращался к другим видам сценических искусств. В 1982-1987 годах он выступал в специально созданных для него телепрограммах "Барышников на Бродвее", "Барышников в Голливуде", "Барышников: танец и танцовщик". В 1989 году сыграл драматическую роль в спектакле "Метаморфозы" на Бродвее.

В спектакле хореографа Элиота Фелда "Mr. XYZ" (2003) он исполнял роль дряхлого старика с клюкой, который вспоминает о своей молодости, а в "Запрещенном рождестве" (2004) по сценарию грузинского режиссера Резо Габриадзе - роль сумасшедшего.

В 2011 году в Хельсинки Михаил Барышников сыграл главную роль в премьерном спектакле "В Париже", поставленном режиссером Дмитрием Крымовым по рассказам Ивана Бунина.

Среди его театральных проектов последних лет - моноспектакли "Бродский / Барышников" и "Письмо человеку".

В кино Барышников дебютировал в 1968 году в фильме-спектакле "Город и песня" (1968). Затем последовали фильм-балет "Сказ о холопе Никишке" (1969) и фильм-спектакль "Фиеста" (1971). В США за роль в картине "Поворотный пункт" (1977) он был номинирован на премию "Оскар". Барышников снимался в главных ролях в фильмах "Белые ночи" (1985), "Дело фирмы" (1991), "Кабинет доктора Рамиреса" (1991). В сериале "Секс в большом городе" (2003-2004) он сыграл художника Александра Петровского.

В 2014 году он появился в небольшой роли в фильме "Джек Райан: Теория хаоса".

Барышников известен и как фотограф и коллекционер. В 2005 году в Москве прошла его фотовыставка "Мгновения". В декабре 2012 года в нью-йоркской галерее АВА открылась выставка арт-коллекции Барышникова "Искусство, с которым я живу", где представлено более 100 графических работ известных художников, таких как Наталья Гончарова, Сергей Судейкин, Жан Кокто и Рауль Дюфи.

Среди наград Михаила Барышникова - премия Вашингтонского Центра исполнительских искусств имени Джона Кеннеди (2000). Он был трижды удостоен премии "Эмми" (1979, 1980, 1989), а также специальной премии "Давид Донателло" (1978).

В 2010 году артисту было присвоено звание офицера французского ордена Почетного легиона.

В 2017 году получил престижную японскую премию в области искусства "Premium Imperiale".

В 2017 году он вошел число ста самых влиятельных людей столетия по версии журнала "Forbes".

Михаил Барышников женат на бывшей балерине Лизе Райнхарт, внучке известного немецкого театрального режиссера Макса Рейнхардта. В семье трое детей - Питер (1989 года рождения), Анна (1992 года рождения) и София (1994 года рождения). У балетмейстера есть дочь Александра (1981 года рождения) от актрисы Джессики Лэнг.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑