Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

80 лет со дня рождения эстрадного и оперного певца, народного артиста СССР Муслима Магомаева


17 августа 2022 года исполняется 80 лет со дня рождения эстрадного и оперного певца (баритон), актёра, композитора; народного артиста СССР Муслима Магометовича Магомаева (1942 - 2008).

Родился 17 августа 1942 года в Баку. Его отец - Магомет Магомаев, театральный художник, погиб на фронте за 15 дней до Победы, мать - Айшет Магомаева (сценический псевдоним - Кинжалова), драматическая актриса, сталинская стипендиатка.

Дед по отцу - Абдул-Муслим Магомаев, азербайджанский композитор, чьё имя носит Азербайджанская государственная филармония, является одним из основоположников азербайджанской классической музыки.

Мать, лишившись мужа, выбрала театральную карьеру, уехав в Вышний Волочёк, затем - в Мурманск, где работала в областном драматическом театре и снова вышла замуж. По матери у Магомаева были брат Юрий и сестра Татьяна.

После войны Магомаев рос в семье дяди, старшего брата отца Джамала Муслимовича Магомаева, заместителя Председателя Совета Министров Азербайджана. Учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории по классу фортепиано и композиции. Талантливого ученика приметил профессор консерватории, виолончелист Владимир Аншелевич, который стал давать ему уроки. Опыт, приобретённый на занятиях с профессором-виолончелистом, потом пришёлся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в "Севильском цирюльнике". Так как в школе не было вокального отделения, Муслим в 1956 году был принят в Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы, учился у преподавателя Александра Милованова и его многолетнего концертмейстера Тамары Кретинген (окончил в 1959 году).

Первое его выступление состоялось в Баку, в Доме культуры бакинских моряков, куда пятнадцатилетний Муслим пошёл втайне от семьи. В семье были против его ранних выступлений из-за риска потерять голос. Однако он сам решил, что его голос уже сформировался и потеря ему не грозит.

В 1961 году дебютировал в профессиональном Ансамбле песни и пляски Закавказского военного округа. В 1962 году стал лауреатом VIII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки за исполнение песни "Бухенвальдский набат".

Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства 26 марта 1963 года.

Его первый сольный концерт состоялся 10 ноября 1963 года в Концертном зале им. П. Чайковского.

В 1963 году стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, продолжал выступать на концертной эстраде.

В 1964-1965 годах стажировался в миланском театре "Ла Скала" (Италия).

В 1960-е годы выступал в крупнейших городах Советского Союза, в спектаклях "Тоска" Дж. Пуччини и "Севильский цирюльник" Дж. Россини (среди партнёров - Мария Биешу). Предложение перейти в труппу Большого театра не принял, не желая ограничивать себя рамками оперных спектаклей.

В 1966 году представлял СССР на 2-м Международном конкурсе эстрадной песни стран Интервидения "Золотой ключ" в Братиславе (Чехословакия).

В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли певца в театре "Олимпия" в Париже. Директор "Олимпии" Брюно Кокатрикс предложил ему контракт на год, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьёз рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что он должен выступать на правительственных концертах.

В конце 1960-х годов, узнав, что Ростовская филармония испытывала финансовые трудности и у Ансамбля песни и пляски донских казаков не было приличных костюмов для намечавшихся гастролей в Москве, Магомаев согласился помочь, выступив в Ростове-на-Дону на переполненном местном стадионе, вмещавшем 45 тыс. человек. Планировалось, что он выступит только в одном отделении, однако он провёл на сцене более двух часов. За это выступление ему заплатили 606 рублей, вместо 202 рублей, которые тогда были положены по закону за выступление в одном отделении. Администраторы заверили его, что такая ставка вполне законна и одобрена Министерством культуры, однако это оказалось не так. Это выступление стало поводом для возбуждения уголовного дела по линии ОБХСС.

Когда об этом сообщили выступавшему в парижской "Олимпии" Магомаеву, то эмигрантские круги предложили ему остаться, однако он предпочёл вернуться в СССР, так как не представлял себе жизни вдали от Родины и понимал, что эмиграция может поставить в тяжёлое положение его родственников в СССР.

Хотя разбирательство и не выявило никакой его вины, и он расписался за полученные деньги в официальной ведомости, тем не менее Министерство культуры СССР запретило ему выступать с гастролями за пределами Азербайджана. Использовав свободное время, он сдал все экзамены и окончил Бакинскую консерваторию по классу пения Шовкет Мамедовой только в 1968 году. Опала певца закончилась после того, как председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов лично позвонил Екатерине Фурцевой и потребовал обеспечить его выступление на концерте по случаю юбилея КГБ, заявив, что по линии КГБ у Магомаева всё чисто.

В 1969 году на Международном фестивале в Сопоте певец получил I премию, а в Каннах в 1969 и 1970 годах на Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий (MIDEM) - "Золотой диск", за многомиллионные тиражи грампластинок.

В 1973 году, в возрасте 31 года, получил почётное звание Народный артист СССР. В этом же году он принял участие в озвучке мультфильма "По следам бременских музыкантов", исполнив партии Трубадура, Сыщика и Атаманши, сменив Олега Анофриева, озвучившего первую часть мультфильма.

В 1974 году представлял СССР на престижном международном фестивале Tokyo Music Festival в Японии.

С 1975 по 1989 год был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.

В 1960-1970-е годы популярность певца в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, частые выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. Гастролировал за рубежом (Франция, Болгария, ГДР, Польша, Финляндия, Канада, Иран и др.).

В концертном репертуаре певца было более 600 произведений (арии, романсы, песни). Он автор более 20 песен, музыки к спектаклям, мюзиклам и кинофильмам. Также был автором и ведущим цикла телепередач о жизни и творчестве звёзд мировой оперной и эстрадной сцены, в том числе - американского певца Марио Ланца, написал книгу о нём.

Последние годы жизни он прожил в Москве, отказываясь от концертных выступлений. Занимался живописью, вёл переписку с поклонниками через свой веб-сайт.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑