Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

85 лет британскому драматургу, режиссёру, киносценаристу и критику Тому Стоппарду


3 июля 2022 года исполнится 85 лет британскому драматургу, режиссёру, киносценаристу и критику Тому Стоппарду.

Том Стоппард (при рождении Томаш Штраусслер) родился 3 июля 1937 года в чешском городе Злине в интеллигентной еврейской семье.

Один из крупнейших драматургов современности, который уже получил статус классика. Стоппард известен прежде всего как автор абсурдистской трагикомедии "Розенкранц и Гильденстерн мертвы", однако за его плечами также ряд других значимых работ в театре и кино.

Он эмигрировал с семьей из Чехословакии в Англию, бросил школу в семнадцать, так и не получил высшее образование. Молодого автора интересовала в первую очередь практика - поэтому он несколько лет работал журналистом, затем театральным критиком, а после начал писать собственные пьесы и сценарии для телепрограмм. Прославился Стоппард главным образом как драматург, хотя на его счету один роман и несколько переводов с чешского.

Первая постановка ныне легендарных "Розенкранца и Гильденстерна" вполне предсказуемо оказалась трудной: уход режиссера и актеров, неопытность молодого драматурга, совсем немного зрителей на премьере…

Дальше следовали почти безоговорочные хиты: "Настоящий инспектор Хаунд", едко высмеивающий самовлюбленность театральных критиков; "Травести" - фантазия на тему возможной встречи в Цюрихе Джеймса Джойса, Тристана Тцара и Владимира Ленина; "Аркадия" - размышление на тему теории хаоса и соотношения реального и возможного, "Берег утопии" - исчерпывающий анализ духовных исканий русских мыслителей XIX века...

Последняя на данный момент пьеса Стоппарда "Леопольдштадт" вышла в 2019 году. Примечательно, что автора почти неизменно интересуют знаменитости разного рода, которые оказываются то на переднем плане его произведений (как в "Травести" или "Береге утопии"), то маячат где-то сзади, иногда ни разу не показавшись зрителю лично (как, например, Байрон в "Аркадии").

Словесная игра - едва ли не главная черта стоппардовского художественного языка.

В семидесятые Стоппарда стали интересовать социальные и политические вопросы. Его занимает судьба политических диссидентов и британское постколониальное настоящее.

Пьеса "День и ночь", например, - о вымышленной африканской стране под угрозой войны и о британских журналистах, пытающихся осветить ситуацию выгодным им образом.

Стоппард - один из немногих авторов, кому удалось сочетать работу драматурга и киносценариста. Наверное, знатоки его творчества навскидку скажут, что он сам адаптировал для кино "Розенкранца и Гильденстерна" и сам же снял фильм с Тимом Ротом и Гэри Олдменом в главных ролях. Фильм получил "Золотого льва" Венецианского кинофестиваля - даже несмотря на то, что часть критиков жаловалась на невозможность адекватно перенести текст пьесы на экран. Тем не менее, он отлично смотрится как абсурдистское упражнение, и не в последнюю очередь благодаря прекрасной актерской игре.

Помимо этого, Стоппард был соавтором сценария знаменитой антиутопии Терри Гиллиама "Бразилия". Более того, немногим известно, что Стоппард, по словам Стивена Спилберга, "отвечал за каждую реплику" в фильме "Индиана Джонс и последний крестовый поход", хотя фамилия его в титрах не значится. Он работал над доводкой сценария под псевдонимом Барри Уотсон и, помимо "полировки" диалогов, вырезал некоторые сюжетные линии, заменив их на более удачные.

Следующий чисто сценарный опыт Стоппарда, адаптация шпионского романа Джона Ле Карре "Русский дом".

За "Влюбленного Шекспира" Стоппард получил "Оскара" в номинации "Лучший оригинальный сценарий" в соавторстве с Марком Норманом.

Дальше Стоппард работал исключительно над адаптациями литературных произведений: здесь и мини-сериал по тетралогии "Конец парада" Ф. М. Форда, и очередная "Анна Каренина" (режиссер Джо Райт), и "Тюльпановая лихорадка" по роману ирландки Деборы Моггак.

Летом 2011 года Стоппард часто бывал в Москве, помогая осуществить постановку своей пьесы "Rock’n’roll" в РАМТе. В связи с этим событием было проведено большое количество различных социальных и культурных акций, в том числе благотворительный концерт "Неравнодушный рок". Премьера была сыграна 22 сентября 2011 года. Режиссёр: Адольф Шапиро, музыкальный руководитель проекта - Артемий Троицкий.

Несмотря на возраст Стоппард принимает активное участие в работе над новыми адаптациями своих работ.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑