85 лет польскому кинорежиссёру, сценаристу, продюсеру и писателю Кшиштофу Занусси
17 июня 2024 года - 85 лет польскому кинорежиссёру, сценаристу, продюсеру и писателю Кшиштофу Занусси.
Лауреат главного приза Венецианского кинофестиваля "Золотой лев" (картина "Год спокойного солнца", 1984), обладатель множества международных и национальных наград.
Родился 17 июня 1939 года в Варшаве. Изучал физику в Варшавском университете (1955-1959) и философию в Краковском университете (1959-1962).
С 1958 года снимал любительские фильмы, получившие ряд премий.
Творчество Занусси критика оценила уже в 1950-1960-е годы, когда он работал в любительском кино. В этот период получили награды девять из одиннадцати его фильмов (в том числе "Трамвай в небо", снятый вместе с Винцентием Ронишем и завоевавший Гран-при на Фестивале студенческих любительских этюдов в 1958 году).
Поступил на режиссёрский факультет Лодзинской киношколы, которую окончил в 1966 году. Дипломный фильм Занусси - "Смерть провинциала" (1966) - получил приз на Международном кинофестивале в Венеции и главную премию на МКФ в Мангейме, 1967.
Автор ряда документальных и телевизионных фильмов, в том числе "Лицом к лицу" (1967) и "Зачёт" (1968).
Первый полнометражный фильм - "Структура кристалла" (1969) сразу же определил место режиссёра в польском кино, закрепив за ним амплуа холодного рационалиста, бесстрастного исследователя нравов современной польской интеллигенции, склонного к постановке самых сложных экзистенциальных проблем.
С начала 1970-х годов Занусси - один из самых работоспособных режиссёров польского кино, снимающий одну-две картины ежегодно, чередуя фильмы полнометражные с телевизионными.
Пожалуй, самый важный период в творчестве Занусси - это семидесятые годы. В это десятилетие были сняты такие известные фильмы, как "Семейная жизнь", "За стеной", "Иллюминация", "Защитные цвета", "Спираль". Именно тогда в фильмах Занусси появился особенный герой. Это человек, поставленный перед необходимостью выбора: остаться ли верным нравственным ценностям или поддаться искушению отказа от них.
Фильмы Занусси – это авторское кино. Почти ко всем он сам писал сценарии. В семидесятых Занусси позволял актерам импровизировать, используя прием открытых диалогов (в особенности в таких картинах, как "Структура кристалла", "За стеной" и "Иллюминация").
Самым значительным фильмом Занусси восьмидесятых годов был снятый в 1984 году в Польше "Год спокойного солнца".
Автор нескольких сборников телекиносценариев (частично совместно с Э. Жебровским), книг "Беседы о любительском кино" (1978) и "Пора умирать" (1997).
Лауреат "Премио Давид Эуропео" (Италия) за творчество в целом.
Художественный руководитель творческого объединения "Тор" с 1980 года, вице-председатель Союза польских кинематографистов (1974-1983).
В 2000 году фильм Кшиштофа Занусси "Жизнь, как смертельная болезнь, передающаяся половым путем" был удостоен Гран При XXII Московского Международного Кинофестиваля.
Кроме кино Занусси также занимается педагогической деятельностью и театральной режиссурой. Он преподавал, в частности, в Государственной высшей школе кино, телевидения и театра в Лодзи, Национальных киношколах в Великобритании и Дании. Занусси ставил спектакли в театрах Милана, Палермо, Риме, Париже, Лозанне, Бонне, Базеле, Кракове, Познани и в Варшаве.
В 2008 году осуществил постановку спектакля "Дуэт" по пьесе О. Эскина на сцене Новосибирского государственного драматического театра "Старый дом".
В 2010 году Кшиштоф Занусси поставил спектакль в Российском академическом молодежном театре по пьесе "Доказательство" Дэвида Оберна.
С 1966 года им были сняты 82 документальных, короткометражных и художественных фильмов для кино и телевидения в Польше и за её пределами. В полнометражном игровом кино снял фильмы "Квартальный отчёт", "Убийство в Катамаунте", "Защитные цвета", "Спираль", "Константа", "Парадигма", "Прикосновение руки", "Галоп", "Брат нашего бога", "Персона нон грата", "Чёрное солнце", "Сердце на ладони", "Инородное тело" и многие другие.
На его счету 66 сценариев, написанных им самим и в соавторстве, 24 продюсерских проекта и пять ролей. Сотрудничал с Кшиштофом Кеслёвским на картинах "Двойная жизнь Вероники" и "Три цвета: Белый".