Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

85 лет со дня рождения сценографа, художника, архитектора, писателя, народного художника РФ Сергея Бархина


31 марта 2023 года исполнится 85 лет со дня рождения сценографа, художника, архитектора, писателя, народного художника РФ Сергея Михайловича Бархина (1938-2020).

Родился 31 марта 1938 года в Москве в семье архитекторов Михаила Григорьевича Бархина и Елены Борисовны Новиковой.

В 1962 году окончил Московский архитектурный институт. После этого три года работал в архитектурном бюро "Моспроект - 2".

В 1967 году Сергей Бархин дебютировал в качестве сценографа. Совместно с Михаилом Аникстом оформил в Московском театре "Современник" спектакль "Баллада о невеселом кабачке" по пьесе Эдварда Олби.

В 1968 году участвовал в оформлении постановки "Тартюф" по произведению Мольера, осуществленной Юрием Любимовым в Театре на Таганке.

Впоследствии выступал сценографом спектаклей, поставленных в "Современнике", Московском художественном академическом театре СССР им. М. Горького, Государственном академическом театре им. Моссовета, а также в театрах Свердловска (ныне Екатеринбург), Куйбышева (ныне Самара) и других городов.

С конца 1980-х годов Сергей Бархин сотрудничал с режиссерами Московского театра юного зрителя (МТЮЗ) Генриеттой Яновской и Камой Гинкасом.

Участвовал в оформлении более 20 спектаклей МТЮЗа. В их числе: "Собачье сердце" по Михаилу Булгакову, "Соловей" по Хансу Кристиану Андерсену, "Иванов и другие" по Антону Чехову, "Гроза" по пьесе Александра Островского, "Свидетель обвинения" по Агате Кристи, "С любимыми не расставайтесь..." по Александру Володину, "Слон" по пьесе Александра Копкова.

В 1988-1990 годах Сергей Бархин являлся главным художником Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Оформил постановки опер "Пират" Винченцо Беллини и "Борис Годунов" Модеста Мусоргского, балета "Ромео и Джульетта" Сергея Прокофьева.

С 1995 по 2000 годы - главный художник Государственного академического Большого театра. Участвовал в оформлении опер "Травиата", "Аида" и "Набукко" Джузеппе Верди, "Иоланта" Петра Чайковского, "Франческа да Римини" Сергея Рахманинова, "Псковитянка" Николая Римского-Корсакова, балетов "Жизель" Адольфа Адана и "Дон Кихот" Людвига Минкуса.

С 2010-х годов Сергей Бархин регулярно выступал как сценограф спектаклей Московского академического театра им. Вл. Маяковского. Участвовал в работе над постановками: "Таланты и поклонники" по пьесе Александра Островского, "Господин Пунтила и его слуга Матти" по произведению Бертольта Брехта, "Плоды просвещения" по пьесе Льва Толстого, "Обломов" по роману Ивана Гончарова, "Семейный альбом" по пьесе Томаса Бернхарда "На покой".

Оформил около 200 оперных, балетных и драматических постановок во многих городах бывшего СССР и за рубежом: в Германии, Финляндии, Швеции, Японии, Турции, Чехии. Среди них - "Чайка" Антона Чехова, "Народовольцы" Александра Свободина, "Кто боится Вирджинии Вульф?" Олби (московский театр "Современник"), "Тартюф" Жана-Батиста Мольера (Московский театр драмы и комедии на Таганке), "Татуированная роза" Теннеси Уильямса (Московский художественный театр имени А. П. Чехова), "Царская охота" Леонида Зорина (Государственный академический театр имени Моссовета).

Оперные постановки оформлял совместно со своей сестрой-близнецом Татьяной, художником по костюмам. В последние годы Сергей Бархин оформил драматические спектакли "Плоды просвещения" Льва Толстого (2015), "Русский роман" (2016) и "Изгнание" (2017) Марюса Ивашкявичюса, "Обломов" (2018) Ивана Гончарова, "Семейный альбом" (2020) Томаса Бернхарда в Театре имени В. Маяковского, "Вариации тайны" (2018) Эрика-Эммануэля Шмитта, "СЛОН" (2018) Александра Копкова, "Кошка на раскаленной крыше" (2019) Т. Уильямса в Московском ТЮЗе, "Меня нет дома" (2019) по Даниилу Хармсу в московском театре "Эрмитаж".

Среди последних спектаклей за рубежом - постановки "Жизнь прекрасна" по Чехову, "Макбет" Уильяма Шекспира и "Канкан" Коула Портера в Финляндии; "Дама с собачкой" Чехова в США.

Сергей Бархин также работал в качестве художника книги. Среди оформленных им произведений: роман Айрис Мердок "Алое и зеленое" (1968), сборники пьес Антонио Буэро Вальехо (1977) и Петера Хакса (1979), "Кентерберийские рассказы" Джеффри Чосера (1980), роман Оноре де Бальзака "Шагреневая кожа" (1983).

В 1992 году выступил в качестве одного из создателей кафедры сценографии в Российской академии театрального искусства - ГИТИС (ныне Российский институт театрального искусства - ГИТИС), заведовал ею до 2008 года.

Пять раз был удостоен театральной премии "Золотая маска" (1995, 2001, 2005, 2013 - в категории "Драма. Работа художника"; 2011 - в номинации "Музыкальный театр. Работа художника по костюмам"), четыре раза - театральной премии "Хрустальная Турандот" (1999, 2010, 2016 - в категории "Лучшая сценография", 2011 - в почетной номинации "Театральное достояние").

Обладатель Международной премии Станиславского (2002).

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑