90 лет американскому композитору, аранжировщику, музыкальному продюсеру и трубачу, лауреату 27 премий "Грэмми" Куинси Джонсу
14 марта 2023 года исполняется 90 лет американскому композитору, аранжировщику, музыкальному продюсеру и трубачу, лауреату 27 премий "Грэмми" Куинси Джонсу.
Родился 14 марта 1933 года в Чикаго, штат Иллинойс. Мать - Сара Фрэнсис - работала банковским клерком, страдала от шизофрении, отец - Куинси Дилайт Джонс-старший работал плотником, а также был полупрофессиональным бейсболистом. Впервые начал играть на трубе и заниматься музыкой во время учёбы в начальной школе Раймонд. Когда ему исполнилось 10 лет, семья стала жить в Бремертоне, штат Вашингтон. Там юный Куинси посещал среднюю школу Гарфилда, где в возрасте 14 лет познакомился с 17-летним Рэем Чарльзом. Позднее начал обучаться музыке под руководством Роберта Блэквелла.
В 1951 году поступил в бостонский Дом музыки Шиллингера, штат Массачусетс, однако бросил учёбу после предложения поехать на гастроли в качестве трубача с оркестром Лайонела Хэмптона. Во время гастролей с Хэмптоном Джонс проявил композиторский дар, после чего переехал в Нью-Йорк, где получил ряд заказов на написание песен для таких артистов, как Дина Вашингтон, Дюк Эллингтон, Джин Крупа, Каунт Бейси, Сара Вон и Рэй Чарльз.
В 1956 году Куинси Джонс стал трубачом и музыкальным руководителем коллектива Диззи Гиллеспи в турне по Ближнему Востоку и Южной Америке. После возвращения в США Джонс подписал контракт со звукозаписывающей студией "ABC Records" и начал музыкальную карьеру в качестве лидера собственной группы.
В 1957 году Куинси переехал в Париж, где изучал композицию и теорию музыки под руководством Оливье Мессиана и Нади Буланже. Помимо этого он также выступал в парижской Олимпии, а позже стал музыкальным руководителем "Barclay Disques" - французского дистрибьютора "Mercury Records".
В 1950-х Джонс успешно гастролировал по всей Европе с рядом джазовых оркестров, в том числе "Free and Easy" Гарольда Арлена. Европейский тур закончился в Париже в феврале 1960 года, после чего с музыкантами из шоу Арлена Джонс сформировал свой собственный биг-бэнд под названием "Jones Boys", состоявший из 18 человек, среди которых были контрабасист Эдди Джонс и трубач Рейналд Джонс. Биг-бэнд совершил тур по Северной Америке и Европе, но, несмотря на восторженные отзывы зрителей и музыкальных критиков, прибыль от концертов не могла поддерживать группу такого размера. В результате оркестр Куинси Джонса распался, а сам Джонс оказался в условиях финансового кризиса. Ирвинг Грин, глава "Mercury Records", оказал Куинси Джонсу финансовую поддержку и дал новую работу в качестве музыкального руководителя компании - подразделения в Нью-Йорке.
В 1964 году Джонс был назначен вице-президентом звукозаписывающей компании, и в том же году он обратил своё внимание на другую музыкальную сферу - кинематограф. Первым фильмом, к которому он написал саундтрек, был "Ростовщик" режиссёра Сидни Люмета (1964).
После успеха "Ростовщика" Джонс оставил "Mercury Records" и стал проживать в Лос-Анджелесе, где активно продолжил писать музыку для таких кинофильмов, как "Тонкая нить" (1965), "Хладнокровное убийство" (1967), "Душной южной ночью" (1967), "Золото Маккенны" (1969), "Заливное из денди" (1968), "Иди, а не беги" (1966), "Ограбление по-итальянски" (1969), "Боб и Кэрол, Тед и Элис" (1969), "Последний человек" (1969), "Цветок кактуса" (1969), "Побег" (1972) и других.
Отдельно стоит упомянуть мини-сериал "Корни" (1977), композитором для которого выступил Куинси. При создании музыки для фильма, повествующего о судьбе чернокожих рабов и их долгом пути к освобождению, Куинси использовал африканские народные мотивы.
Одной из самых известных мелодий Джонса, написанных им в ранний период, стала композиция "Soul Bossa Nova" с оригинального альбома "Big Band Bossa Nova", использовавшаяся позднее в качестве саундтрека к канадскому игровому шоу "Definition", в фильме Вуди Аллена "Хватай деньги и беги" (1969) и в фильме Майка Майерса "Остин Пауэрс: Голдмембер" (2002); также семплы данной композиции были использованы канадской хип-хоп группой "Dream Warriors" в песне "My Definition of a Boombastic Jazz Style".
Помимо сочинения музыки к кинофильмам Джонс также работал в качестве аранжировщика для самых знаменитых артистов той эпохи, в их числе Фрэнк Синатра, Сара Вон, Билли Экстайн, Элла Фитцджеральд, Дина Вашингтон и Пегги Ли. Джонс также был продюсером всех четырёх синглов Лесли Гор, достигших миллиона продаж в начале и середине 1960-х годов: "It’s My Party", "Judy’s Turn to Cry", "She’s a Fool" и "You Don’t Own Me".
Этот период также ознаменовал собой выпуск 21 студийного сольного альбома Куинси Джонса, в их числе такие успешные пластинки, как "Walking in Space", "Gula Matari", "Smackwater Jack" и "Body Heat".
В записи альбома Джонса "The Dude" в 1981 году приняло участие сразу несколько исполнителей: Патти Остин, Джеймс Ингрэм, Майкл Джексон и Тутс Тильманс, и в результате пластинка удостоилась трёх премий "Грэмми" в номинациях "Лучшая инструментальная аранжировка", "Лучшее вокальное R&B исполнение дуэтом или группой" и "Лучшая инструментальная аранжировка в сопровождении вокалиста(ов)".
В 1985 году Джонс выступил сопродюсером фильма Стивена Спилберга "Цветы лиловые полей". Фильм был номинирован на премию "Оскар" в 11 категориях, в том числе и за лучший саундтрек, и открыл массовому зрителю такие колоритные фигуры, как Вупи Голдберг и Опра Уинфри.
После американской церемонии Music Award 1985 года Куинси Джонс использовал своё влияние и известность, чтобы привлечь большое количество популярных американских музыкантов и исполнителей для записи благотворительной песни "We Are the World" для сбора средств в помощь пострадавшим от голода в Эфиопии. Сама песня была написана Майклом Джексоном совместно с Лайонелом Ричи. В общей сложности в записи принимали участие около 50 человек.
Начиная с конца 1970-х годов Куинси пытался убедить Майлса Дейвиса, с которым ему также довелось сотрудничать, вернуться к исполнению музыки, написанной им ранее. Дэвис отказывался, ссылаясь на нежелание возвращаться к прошлому. Но в 1991 году Дэвис, уже будучи больным пневмонией, смягчился и согласился принять участие в джазовом концерте на фестивале в Монтре. В результате альбом "Miles & Quincy Live at Montreux" стал художественным триумфом.
Параллельно с концертной деятельностью Джонс руководил своим собственным лейблом звукозаписи "Qwest Records", а также возглавлял работу компании "Qwest Broadcasting" - одной из крупнейших вещательных компаний США.
В 2001 году Куинси Джонс опубликовал автобиографию под названием "Q: The Autobiography of Quincy Jones", а 31 июля 2007 года в сотрудничестве с "Wizzard Media" запустил "Quincy Jones Video Podcast". В каждом эпизоде Джонс делится своими знаниями и опытом в области музыкальной индустрии. Кроме автобиографической книги, в 2001 году Куинси Джонс подготовил также и автобиографический альбом "The Musical Biography of Quincy Jones", который принёс ему 27 по счёту премию "Грэмми" в номинации "Лучший немузыкальный альбом".
Сотрудничество с Фрэнком Синатрой. Впервые Куинси Джонс выступил вместе с Фрэнком Синатрой во время благотворительного концерта в клубе Монако "Sporting Club" в 1958 году. Через шесть лет Синатра связался с Куинси для продюсирования своего второго альбома в соавторстве с Каунтом Бейси, который назывался "It Might as Well Be Swing" (1964). Помимо этого Джонс аранжировал концертный альбом "Sinatra at the Sands" (1966). В 1984 году музыканты вновь объединились для записи пластинки "L.A. Is My Lady".
Сотрудничество с Майклом Джексоном. Во время работы над фильмом "Виз", Майкл Джексон искал продюсера для своего предстоящего сольного альбома. Куинси Джонс порекомендовал несколько имен, но в конечном итоге самостоятельно взялся за производство пластинки. В результате диск "Off the Wall" (1979) был продан тиражом около 20 миллионов экземпляров, принеся Джонсу славу одного из самых мощных продюсеров в отрасли. Следующий альбом Джексона "Thriller" (1982) в сотрудничестве с Джонсом был продан тиражом 110 миллионов экземпляров и стал самым продаваемым альбомом всех времен. Джонс также был задействован в работе над альбомом "Bad" (1987, 45 миллионов копий). Позднее Джонс порекомендовал Джексону опробовать новый музыкальный жанр нью-джек-свинг, чтобы "обновить" своё звучание, после чего Джексон выпустил альбом "Dangerous" (1991), выполненный в этом стиле.