Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

90 лет со дня рождения польского композитора, дирижёра и педагога Кшиштофа Пендерецкого


23 ноября 2023 года исполняется 90 лет со дня рождения польского композитора, дирижёра и педагога Кшиштофа Пендерецкого (1933 - 2020).

Родился в семье адвоката Тадеуша Пендерецкого и Зофии Витгенштейн. Его дед - Роберт Бергер, немецкого происхождения, - был директором банка и талантливым художником.

С детства обучался игре на скрипке и фортепиано. В конце 1940-х годов играл в городском духовом оркестре Дембицы. Позже, в гимназии, Кшиштоф организовал собственный оркестр, в котором был и скрипачом, и дирижёром. В 1955 году переезжает учиться в Краков, где занимается теоретическими дисциплинами с Ф. Сколышевским - пианистом и композитором, физиком и математиком.

В 1955-1958 годах учился у Малявского и Веховича в Краковской консерватории.

Большое влияние на молодого Пендерецкого оказало творчество Бартока, Стравинского. Внимательное изучение произведений Булеза и Ноно способствовало его увлечению авангардом.

Пендерецкий преподавал композицию в Кракове, Эссене и Йеле. Среди его учеников в этот период - Антоний Вит, Марек Стаховский.

Первый успех Пендерецкого как композитора - победа в 1959 году на всепольском композиторском конкурсе, организованном Союзом польских композиторов: Пендерецкий представил жюри свои сочинения "Строфы", "Эманации" и "Псалмы Давидовы".

В начале 1960-х годов Пендерецкий получил всемирную известность как один из главных представителей восточноевропейского музыкального авангарда. Композитор регулярно участвует в международных фестивалях современной музыки в Варшаве, Донауэшингене, Загребе.

В раннем творчестве экспериментировал в области современных свойств выразительности - главным образом сонорики, активно применял кластеры, нетрадиционные способы пения (в том числе хорового) и игры на музыкальных инструментах, имитировал музыкальными средствами различные крики, стоны, свисты, шёпоты. Для адекватного воплощения музыкального замысла композитор использовал в партитурах специально придуманные знаки. Среди характерных сочинений этого периода - "Плач по жертвам Хиросимы" (1960), Симфония № 1 (1973).

Главная художественная задача композитора в ранних сочинениях - достижение максимально эмоционального воздействия на слушателя, а главными темами становились страдание, боль, истерия. Так, например, сочинение для 48 струнных "Полиморфия" (1961) было основано на энцефалограммах больных людей, сделанных во время прослушивания ими "Плача по жертвам Хиросимы". Единственная опера этого периода - "Дьяволы из Лудена" (1966, по одноимённому роману Олдоса Хаксли) повествует о массовой истерии среди монахинь женского монастыря и отличается чёткостью, графичностью в передаче ситуации эротического помешательства.

Вместе с тем уже в этот период проявилось характерное для Пендерецкого увлечение религиозной тематикой ("Stabat Mater", 1962; "Страсти по Луке", 1965; "Утреня", 1970-1971), благодаря которой в его сочинениях появляются музыкальные интонации григорианского пения, православной литургической традиции и И. С. Баха.

С середины 1970-х годов Пендерецкий выступал как дирижёр, в том числе с исполнением собственных сочинений. В 1972-1987 годах Пендерецкий - ректор Краковской консерватории.

С середины 1970-х годов музыкальный стиль Пендерецкого эволюционирует в сторону большей традиционности, тяготеет к неоромантизму, обнаруживает влияние Франца Шуберта, Яна Сибелиуса, Густава Малера, Дмитрия Шостаковича. Основное внимание композитор уделяет крупным вокально-симфоническим и симфоническим произведениям ("Польский реквием", 1980-2005; "Credo", 1998; два скрипичных концерта, 1977, 1992-1995; симфонии № 2-8). Седьмая ("Семь врат Иерусалима", 1996) и Восьмая симфонии включают в себя вокальные партии, отсылая тем самым слушателя к традициям Малера и Шостаковича.

Одно из крупнейших сочинений позднего Пендерецкого - "Польский реквием" - писалось в течение нескольких десятилетий (1980-2005). В 1980 году появился его первый фрагмент - "Lacrimosa", написанная в память о гданьских докерах, расстрелянных во время восстания против тоталитарного режима десятью годами раньше; композитор посвятил эту музыку Леху Валенсе и возглавляемому им союзу "Солидарность". В 1981 году появился "Agnus Dei", посвящённый памяти глубоко почитаемого в Польше кардинала Вышинского; в 1982 - "Recordare Jesu pie", написанный по случаю причисления к лику блаженных священника Максимилиана Кольбе, который в 1941 году, спасая другого пленника, добровольно пошёл на смерть в Освенциме. В 1984 году - в сороковую годовщину Варшавского восстания против нацистской оккупации - был создан "Dies Irae" (отличный от одноимённого сочинения 1967 года). Первая редакция "Польского реквиема" впервые прозвучала в Штутгарте в сентябре 1984 года под управлением Мстислава Ростроповича. В 1993 году композитор дописал к партитуре "Sanctus" (в таком виде "Польский реквием" был исполнен на фестивале Пендерецкого в Стокгольме 11 ноября 1993 года под управлением автора). В 2005 году Пендерецкий дописал к реквиему "Чакону для струнного оркестра" памяти Папы Иоанна Павла II.

Музыка Кшиштофа Пендерецкого использована в фильмах Алена Рене "Люблю тебя, люблю" (1968), Уильяма Фридкина "Экзорцист", Стэнли Кубрика "Сияние", Анджея Вайды "Катынь", Мартина Скорсезе "Остров проклятых", Дэвида Линча "Внутренняя империя", "Твин Пикс" (сезон 3, серия 8), Альфонсо Куарона "Дитя человеческое", Александра Муратова "Моонзунд", в сериале "Секретные материалы".

Музыка Пендерецкого всегда рассчитана на широкого слушателя и выгодно отличается от многих элитарных произведений композиторов XX века относительной доступностью музыкального языка.

С большим интересом Пендерецкий относился к русской культуре, что проявилось при создании сочинений "Слава святому Даниилу, князю Московскому" (1997), "Страсти по Иоанну" (на тексты из Библии, Булгакова и Достоевского) и оратории на тексты Сергея Есенина.

Скончался в Кракове после продолжительной болезни 29 марта 2020 года.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑