Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

95 лет со дня рождения американского хореографа, танцора, режиссёра театра и кино, сценариста, актёра Бобба Фосса


23 июня 2022 года исполняется 95 лет со дня рождения американского хореографа, танцора, режиссёра театра и кино, сценариста, актёра Бобба Фосса (1927 - 1987).

Обладатель восьми премий Тони за хореографию (лучший результат за всю историю номинации - 1955, 1956, 1959, 1963, 1966, 1973, 1978, 1986 годы), премии "Оскар" за лучшую режиссуру и премии BAFTA за фильм "Кабаре" (1973).

Боб Фосс родился 23 июня 1927 года в Чикаго. Его отец - актёр, мать - танцовщица. Оба работали в мюзик-холле. Отец обладал неплохим тенором. Их сын, младший из шестерых детей в семье, без всякого сомнения унаследовал способности родителей. Они проявились у него в раннем возрасте. К счастью для Боба, отец и мать не прошли мимо его склонностей. Ему было лишь 4 года, когда они определили Боба в хореографическую студию. Мать передала ему свою любовь к танцам, и мальчик продолжал танцевать после поступления в школу, участвуя в детских представлениях. Одновременно Боб учился в Frederick Weaver's School Jf Dance. В 9-летнем возрасте его приняли в Чикагскую Академию театра искусств. А в 13 лет мальчик начал выступать на эстраде. Обладая творческой смекалкой, фантазией, он сам придумывал номера.

Особенностям танцевального искусства его учил Джордж Торрс. Вместе с другим юным танцором, его сверстником Чарльзом Грассом, они составили дуэт, получивший название "Братья Рифф". Их совместные выступления прервались сразу же после окончания школы.

Он закончил школу с отличием. Фосса призвали в армию. Война подходила к концу. Службу Фосс проходил в качестве участника музыкального шоу "Tough Situation", в составе которого он совершал концертные турне по армейским и военно-морским базам, находящихся в акватории Тихого океана.

Молодой человек не был лишён амбиций. Иначе чем можно было бы объяснить его стремление после демобилизации попасть в Нью-Йорк, в котором для него открывались более широкие возможности для достижения успешной карьеры.

Вскоре он получает свою первую работу на Бродвее, участвуя в представлении "Call me Mister". Здесь происходит его встреча с танцовщицей Мэри Энн Найлз. С нею он не только выступал в шоу, но и занимался хореографией её танцев. После женитьбы они создали танцевальный дуэт. Их выступления в ночных клубах имели большой успех. Важной вехой в карьере стал его дебют в ревю "Станцуй мне песню": перспективный танцор, к тому же умеющий петь, почти сразу же привлёк внимание режиссёров из Голливуда.

К этому времени брак Боба с Мэри Энн распался. Свободный от брачных уз, он уехал в Лос-Анджелес, приняв приглашение сняться в кинофильмах. Три музыкальные кинокомедии, в которых он принял участие как актёр и хореограф - вот основной итог первого периода его пребывания в Голливуде. И конечно же, важным психологическим фактором для Боба оказалось личное знакомство с Фредом Астером.

Фосс возвращается в Нью-Йорк в качестве хореографа. В успехе, который сопровождали его мюзиклы "Игра в пижамах", "Проклятые янки" и ряда других, молодой постановщик сыграл немалую роль. Им были созданы прекрасные танцевальные номера. Произошли изменения и в его личной жизни: через пять месяцев после развода с Мэри Энн он женился на танцовщице Джоан МакКрэкен.

В 1955 году, во время работы над мюзиклом "Проклятые янки" он познакомился с замечательной танцовщицей Гвен Вердон. В 1960 году она стала его третьей женой, сыгравшей исключительно важную, позитивную роль в дальнейшей жизни и творчестве Фосса. Она не только поддерживала мужа в его начинаниях, но и служила источником вдохновения. Они вместе продолжали совершенствовать своё танцевальное мастерство. Специально для Гвен он в качестве режиссёра поставил, ставший легендарным, мюзикл "Милая Чарити" (интерпретация фильма Фредерико Феллини "Ночи Кабирии"). Это представление, по мнению критиков, стало триумфальным как для Боба, так и для его жены.

Успешная театральная карьера не отстранила Фосса от его давнего желания заняться кинематографом. К этому виду искусства, после его первого голливудского опыта, он вновь обратился в конце шестидесятых годов. При этом для него было естественным сочетать работу в кино с эстрадой и сценой. Помимо десяти фильмов, в которых ранее он выступал как актёр, а в части их как хореограф, ему принадлежат 5 фильмов. В одних случаях он принимал участие только как режиссёр, в других сочетал режиссуру с хореографией, в третьих был режиссёром и сценаристом. Все фильмы, включая телевизионные, вошли в обойму заметных лент американского кинематографа. Это, прежде всего, "Милая Чарити", "Ленни", "Звезда плейбоя". А такие шедевры, как "Кабаре" и "Весь этот джаз", нашли своё место в ряду лучших кинолент мира.

Успешной оказалась и его театральная деятельность. Именно в эти годы он создал, вместе со своими партнёрами, один из своих лучших мюзиклов - "Чикаго", который, наряду с фильмом "Кабаре", причисляют к вершинам музыкального театра.

Более половины жизни Боб Фосс отдал эстраде, сцене и кино. Он был великим режиссёром и хореографом, равным по таланту с Вацлавом Нежинским и Джорджем Баланчиным. Его новаторское творчество получило высокую оценку. Оно отмечено многочисленными наградами. Особой наградой отмечен его весомый вклад в достижения хореографии.

Ряд его работ оказались настолько значительными, что они продолжают свою сценическую и кинематографическую жизнь и по сей день. Это прежде всего относится к фильмам "Кабаре" и "Весь этот джаз". Его творчество получило продолжение в создании фильма, по ранее созданному ему мюзиклу "Чикаго", уже в начале XXI века. А память о легендарном театральном деятеле сохраняют ревю "Фосс" (1999), получивший премию "Тони", как лучший мюзикл, а также в 2001 году премию имени Лоуренса Оливье за лучшую театральную хореографию; документальный фильм Белла Генри (1990), посвящённый работам Фосса и вошедший в цикл программ "Искусство танца в Америке. Лучшие представления", получившего премию "Эмми". В 2019 году был снят американский биографический мини-сериал "Фосси / Вердон", основанный на книге "Фосси" Сэма Уоссона. Главные роли исполнили: Сэм Рокуэлл и Мишель Уильямс.

Именем Боба Фосса была названа премия Лос-анджелесской Академии танца, переименованная в настоящее время в Американскую хореографическую премию. Довольно протяжённая улица в Чикаго, Paulina Street, получила новое название "Bob Fosse Way".

Его жизнь была наполнена искромётным творчеством, занявшим достойное место в современном искусстве и в истории мировой культуры.

"Живи так, как будто ты умрёшь завтра, работай так, как будто тебе не нужны деньги, и танцуй так, как будто бы тебя никто не видит". Боб Фосс.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑