Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

"Быть молодым по-прежнему трудно"


6 октября 2018 года в Библиотечно-культурном комплексе ЦБС Кировского района был показан спектакль "Летучая голландка".

Режиссёр: Л. Манонина-Петрович
Автор: И. Шприц, Ю. Алесин
Актёры: Анастасия Чигасова, З.А. России Александр Алексеев, Виктория Лопатько, Артем Хвостеев, Марина Ольшанская, Валентина Иккерт, Лариса Щипило, Артем Зернов, Иван Басалаев, Наталья Быковская, Евгения Разумная, Леонид Филиппов

"Быть молодым по-прежнему трудно"

Молодежная драма в одном действии по пьесе Игоря Шприца и Юрия Алесина поставлена известным самостоятельным от службы в государственных театрах режиссером Людмилой Манониной в жанре ток-шоу: на сцене постоянно присутствует Лицо от театра (Журналист), которое прерывая действие, задает вопросы персонажам и зрителям, предлагает дать рациональную, отстраненную оценку событиям. Фигура Журналиста придает спектаклю публицистический разворот. Артисты и зрители одновременно включены в две реальности: в собственно сценическую и дискуссионную. Требуется дать ответы на вопросы здесь и сейчас как бы от себя - просто человека. Но, если артисты, как бы выходя из образа, "честно" отвечают на провокационные вопросы Журналиста, то зрители вжимаются в кресла и молчат. На трудные вопросы ответов нет, как и сто лет назад. А отвечать придется.

Для "Летучей голландки" прием ток-шоу - оправдан, потому что речь идет о проблемах молодежи, тинейджеров из неблагополучных семей (а неблагополучна по сути любая семья, вне зависимости от достатка и соцального положения), переживающих глубокие личные травмы в связи с недостатком родительской любви, одиночества, и свойственное возрасту стремление разом преодолеть зону конфликта, разрубить узлы и отправиться в одиночное плавание через океан - символически в большую жизнь.

14-летняя Лора Деккер родилась в море, на яхте (символически - зоне, свободной от предрассудков, запретов, ограничений). Море влечет ее как пространство воли, но против нее - нежный возраст, недоверие матери, предательство любимого человека-верного друга, полиция, журналисты, социальные службы по защите прав детей и общества от детей-бунтарей. Действие строится как череда острых диалогов Лоры с Отцом, Сестрой, Матерью, другом Робби, представителями социальных служб. Каждый разговор вскрывает глубокие внутренние противоречия взрослых, не готовых к ответу на важнейшие жизненные вопросы: что есть любовь, где искать правду, зачем жить? В основном мир взрослых возникает как чуждый и консервативный, как обрекающий на рутину и пошлость, как пространство лжи и жесткости. Постепенно открытость, уверенность, прямота Лоры разрушает барьеры в отношениях с миром взрослых. Люди вспоминают свою молодость, "души прекрасные порывы", вдруг осознают, что зря проживали жизнь.

Из этого мира ложных ценностей, нескончаемых заблуждений пытается вырваться Лора, в итоге попадающая в интернат для подростков с нарушением социального поведения, имеющих поражения психики, страдающих ментальными заболеваниями. В этом момент действие спектакля особенно накаляется, требуя душевной смелости зрителя: сегодня не каждый из нас готов к жесткому разговору, наблюдению болезненных состояний человеческой психики. Не каждый из нас способен с этой точки зрения посмотреть на своих детей, внуков, учеников, соседей, шире - на подрастающее поколение, подчас настроенное жестко, агрессивно, революционно.

Но и бескомпромиссность бунтарки Лоры, ожидающей судебного приговора и кары за попытку побега на яхте, подвергается испытанию и претворению в терпимость и готовность к прощению. Девушка встречает в интернате новых людей. Рядом юноша Даниэль, брошенный родителями, - заика, беспамятный, потерявший ориентацию в пространстве, не способный к самообслуживанию. Девушка Сара, пережившая агрессию со стороны четверых ухажеров матери, наркотическую зависимость. Озлобленная, не верящая никому, кроме слабоумного Даниэля. Чужое страдание, боль и неиссякаемое желание любви как чуда исцеляет и Лору. В это время ее оправдывает суд, и она готовится в новое плавание.

В спектакле путешествие Лоры во взрослую жизнь заканчивается благополучно, но в жизни все могло быть не так… Зрителям был очень важен этот благополучный финал, но именно после спектакля они могли бы долго говорить о проблемах, поднятых в "Летучей голландке". Очень многие вспоминали ТЮЗ времен З. Я. Корогодского и говорили: "Вот, настоящий проблемный спектакль, давно такого не видели!"

Давыдова Полина Георгиевна, кандидат искусствоведения

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑