Искусствоведческая пятиминутка, посвященная фресковой живописи Феофана Грека "Преображенный мир"
Сегодня - Преображение. Иконописец переступил порог небольшого, вытянутого вверх храма, и сразу же оказался перед огненным взором Христа-Пантократора, грозно взирающего на него из купола. На восточной стене помещен образ Троицы. Фигуры написаны охрой, а белилами очерчены нимбы, обозначены блики на крыльях, посохи с трилистниками на конце, ленты в волосах, вспышки света на ликах и в глазах.
По стенам Троицкой камеры, с трех сторон, изображены столпники и пустынники. От образа к образу белый цвет становится все более активным. Даниил Столпник выставил руки вперед, на кончиках его пальцев белые мазки - он словно касается света, ощущает его. Свет отражается от одежды, пульсирует в волосах, отражается в глазах. Симеон Дивногорец с разведенными в стороны руками принимает поток света, сходящий на него. У Алипия Столпника руки сложены на груди, глаза закрыты, он слушает свое сердце. И, наконец, образ Макария Египетского: удлиненная фигура подвижника вся объята светом, как белым пламенем. Святые суровы, сосредоточенны, безмолвны.
Византиец остался доволен своей работой. С нетерпением ожидали его здесь, в Великом Новгороде. Слышали, что был он искусным живописцем и расписал множество церквей. Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, заказал ему расписать и эту церковь Спаса Преображения на Ильине-улице.
Работы константинопольского мастера вызывали восторг и подражание. Позднее утверждающаяся Москва потребует других настроений. Все громче будет звучать имя Андрея Рублева. Но это потом. А пока его время. Время Феофана Грека.
Ждем вас на странице Библиотеки №6 ВКонтакте.