Искусствоведческая пятиминутка "Рождение образа"
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Искусствоведческая пятиминутка "Рождение образа"


1887 год. Даниель Мари Фуке очень спешил. До полудня нужно успеть добраться до Эр-Рубайя, а потом еще куда-то в сторону. Фуке надеялся на помощь местных феллахов. Накануне он узнал о находке удивительных портретов, по слухам, очень похожих на те, что более полувека назад были найдены во время археологической экспедиции в Мемфис великого Шампольона. Сейчас раннее утро, солнце только встало, желтое на голубовато-стальном небе. Потом оно станет ослепительно ярким, будет жечь землю, и воздух задрожит от зноя. Но к тому времени Фуке уже будет в Фаюме держать в руках бесценные находки: тонкие деревянные доски с изображением неизвестных людей.

Увы, Фуке опоздал. Накануне местные жители разжигали древними портретами костры, чтобы согреться в холодные египетские ночи. Француз получил лишь два из пятидесяти найденных изображений. Но как они были похожи на те фрески, что Фуке видел в монастыре Св. Екатерины на Синае: те же пропорции лица, глаза, поворот головы. Некоторое время спустя, в том же Фаюмском оазисе снова были найдены древние изображения. К счастью, египетские торговцы сразу же сбыли находку известному венскому антиквару Теодору Графу. Тот показал их египтологу Георгу Эберсу. Эберс признал фаюмские находки подлинными античными портретами.

В первом веке египетская знать состояла из греков и римлян. Они, сохраняя приверженность римской культуре, невольно воспринимали культуру новую. Прежде всего, погребальный обряд, лишь заменив египетскую маску римским портретом. Такой портрет крепился к мумии и был связан с верой в возрождение, в победу жизни над смертью.

Портреты I–II веков реалистичны. С III века начинается постепенная схематизация изображения: глаза становятся все больше, силуэт вытягивается. После объявления христианства официальной религией "фаюмский" портрет исчез. Но античная традиция в искусстве не прервалась. После раскола Римской империи Византия сохранила антропоцентричность, подняв ее на новый уровень. Античное искусство, ориентированное на изображение человека, превратилось в новое христианское искусство. И произошел удивительный сплав, в котором античная форма наполнилась абсолютно новым содержанием.

Ждем вас в группе Библиотеки №6 ВКонтакте.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑